Gulf Air (Гульф Эйр) (код IATA GF) — флагманская авиакомпания королевства Бахрейн. У этой авиакомпании более 40 направлений включая Африку, Азию, Европу, Ближний Восток и Дальний Восток. Основной базой является Международный аэропорт Бахрейна. На логотипе компании изображён золотой сокол. Авиакомпания также является спонсором Гран-при Бахрейна.
В конце 1940-х годов Фредди Босуорт, британский пилот и предприниматель, открыл авиатакси в Доху и Дахран из Бахрейна. Позже Босуорт расширил свои услуги и 24 марта 1950 года зарегистрировал Gulf Aviation Company Limited в качестве частной акционерной компании. Это делает его нынешнюю операционную компанию Gulf Air одним из старейших перевозчиков на Ближнем Востоке. Первый флот состоял из семи четырехмоторных бипланов Avro Ansons и трех четырехмоторных бипланов de Havilland DH.86B.
В октябре 1951 года British Overseas Airways Corporation (BOAC) стала основным акционером Gulf Aviation, владея 22% акций через дочернюю компанию BOAC - BOAC Associated Companies.
В 1973 году правительства Эмирата (ныне Королевство) Бахрейн, Государства Катар, Эмирата Абу-Даби и Султаната Оман договорились о приобретении холдинга BOAC Associated Companies в Gulf Aviation. Основополагающий договор был подписан 1 января 1974 г. и предоставил каждому правительству 25% -ную долю в компании Gulf Aviation, которая стала холдинговой компанией. Операционная компания теперь была названа Gulf Air и стала основным перевозчиком четырех штатов.
С присоединением к флоту арендованных самолетов Lockheed L-1011 Tristar и Boeing 737 к 1976 году Gulf Air расширила свою маршрутную сеть, включив в нее Амман, Амстердам, Афины, Багдад, Бомбей, Бангкок, Бейрут, Каир, Коломбо, Дели, Дакку, Гонконг. , Джидда, Карачи, Хартум, Ларнака, Манила, Париж, Рас-эль-Хайма и Сана. Флот включает четыре Vickers VC10, три BAC One-Elevens, два Lockheed L-1011 Tristar 200 и пять Boeing 737-200. В 1978 году авиакомпания удвоила флот Tristar, чтобы заменить VC10. Между тем, авиакомпания увеличила парк самолетов Boeing 737 до девяти и отказалась от самолетов One-Elevens.
В 1980-е годы увеличилось количество авиаперелетов и выросла компания Gulf Air. В 1981 году Gulf Air стала членом IATA, а в следующем году стала первой международной авиакомпанией, приземлившейся в Эр-Рияде. В 1985 году начал работу Emirates, национальный авиаперевозчик Дубая. В течение первого года работы прибыль Gulf Air упала на 30%, что побудило авиакомпанию отказаться от планов приватизации. В 1986 году компания Gulf Air сообщила об убытках.
В 1988 году к флоту пополнились Boeing 767, и авиакомпания открыла рейсы во Франкфурт, Стамбул, Дамаск, Дар-эс-Салам, Фуджейру и Найроби и возобновила полеты в Шираз и Багдад.
Оригинальная ливрея Gulf Air состояла из белого фюзеляжа с тремя полосами: бордово-коричневой, зеленой и красной с золотым соколом на трехполосном хвостовом плавнике. Эта ливрея использовалась в следующих авиалайнерах Gulf Air: Lockheed L1011-200 TriStar (1976), Boeing 737-200 (1977), Boeing 767-300ER (1988), Airbus A320-200 (1992), Airbus A340-300 (1994). ) и Airbus A330-200 (1999 г.).
В 1990 году компания Gulf Air отметила свое 40-летие. Была представлена синяя и персиковая униформа, разработанная Balenciaga. Были открыты рейсы в Сингапур, Сидней и Тируванантапурам, благодаря чему Gulf Air стала первой арабской авиакомпанией, совершившей полеты в Австралию. Gulf Air добавила свои рейсы в Йоханнесбург и Мельбурн в 1992 году, став первой арабской авиакомпанией, совершившей прямые рейсы в эти города. В 1993 году он открыл центр авиасимуляторов в Катаре и ввел услуги в Касабланку, Энтеббе, Джакарту, Килиманджаро, Мадрас, Рим, Сан'а, Занзибар и Цюрих.
В мае 1994 года Gulf Air получила свой первый Airbus A340-300. В 1998 году на рейсах в Сингапур и Австралию была введена политика запрета курения, которая позже была распространена на всю сеть авиакомпаний. В 1999 году Gulf Air открыла три новых маршрута в северном Пакистане: Исламабад, Лахор и Пешавар. Также были доставлены два из шести самолетов Airbus A330-200 и представлена новая униформа Balmain. Веб-сайт Gulf Air открылся в январе 1997 года.
В 2000 году авиакомпания отметила свое 50-летие. В июне он принял поставку оставшихся самолетов Airbus A330-200 и начал выполнять рейсы в Милан.
В мае 2002 года Джеймс Хоган стал президентом и главным исполнительным директором Gulf Air и инициировал программу реструктуризации и оздоровления в ответ на резкое падение прибыли и рост долга. К 1 августа 2002 года Катар объявил о своем намерении выйти из Gulf Air и сосредоточиться на собственной национальной авиакомпании Qatar Airways. Государство оставалось государством-членом в течение шести месяцев после объявления о намерении выйти.
В 2003 году компания Gulf Air представила новую ливрею, разработанную Landor Associates, а в июне учредила Gulf Traveler, дочернюю авиакомпанию экономичного класса с полным спектром услуг. Она также объявила о спонсорском соглашении на Гран-при Бахрейна до 2010 года, в результате чего было учреждено Гран-при Gulfair Bahrain, первое из которых было проведено в 2004 году. 23 ноября 2003 года авиакомпания также открыла ежедневные рейсы в Афины и Сидней через Сингапур.
В 2004 году Gulf Air открыла прямые рейсы между Дубаем и Лондоном, Маскатом и Лондоном, а также ежедневное сообщение между Абу-Даби и Рас-эль-Хаймой. За тот год авиакомпания перевезла рекордные 7,5 миллиона пассажиров. Компания Gulf Air продолжила спонсорство Гран-при Бахрейна Формулы-1 с рекордным количеством участников гонки и глобальной телеаудиторией. Авиакомпания объявила о возвращении к прибыли с лучшими финансовыми показателями с 1997 года. Несмотря на то, что компания обошлась бизнесу в 30 миллионов бразильских динаров (80 миллионов долларов США) из-за повышения цен на топливо в течение года, Gulf Air зафиксировала прибыль в размере 1,5 миллиона бразильских динаров (4,0 доллара США). млн) в календарном году до декабря 2004 г., выручка выросла на 23,8% до 476,3 млн барр. Результаты означали, что авиакомпания перевыполнила цели, поставленные в рамках проекта «Сокол» - трехлетнего плана реструктуризации, утвержденного Советом директоров в декабре 2002 года.
Государства-владельцы Gulf Air в то время - Королевство Бахрейн, Эмират Абу-Даби и Султанат Оман - подтвердили свою поддержку дальнейшего расширения авиакомпании посредством нового трехлетнего стратегического плана, который будет включать переоборудование. авиапарка и рекапитализация бизнеса за счет частного финансирования. Компания Gulf Air также была внесена в реестр IOSA после успешного завершения аудита эксплуатационной безопасности IATA (IOSA).
В соответствии с новым летним расписанием, начинающимся 28 апреля 2006 г., из Абу-Даби как хаба был полностью выведен транспорт после решения 13 сентября 2005 г. эмирата Абу-Даби выйти из компании Gulf Air и создать авиаперевозчик Etihad Airways под флагом ОАЭ. Gulf Air изменила свою деятельность на двухцентровую основу между аэропортами Бахрейна и Маската. Авиакомпания разместила серию рекламных объявлений в местных газетах, поблагодарив Абу-Даби за его вклад в Gulf Air. Как национальный перевозчик Объединенных Арабских Эмиратов более 35 лет, он имеет большую клиентскую базу, расположенную в Абу-Даби. Gulf Air стремилась продемонстрировать постоянную поддержку рейсов в Абу-Даби из Бахрейна и Маската, соединенных с остальной частью сети Gulf Air, с помощью рекламы, размещенной в местных газетах.
Джеймс Хоган ушел с поста президента и главного исполнительного директора 1 октября 2006 г. (впоследствии он стал генеральным директором конкурирующей авиакомпании Etihad). Ахмед Аль Хаммади был назначен исполняющим обязанности главного исполнительного директора, пока 1 апреля 2007 года генеральным директором не стал гражданин Швейцарии Андре Дозе, бывший главный исполнительный директор Crossair и Swiss International Air Lines. ) план реструктуризации. Это включало начало или завершение всех рейсов в Бахрейне; прекращение рейсов в Йоханнесбург, Дублин, Джакарту, Сингапур, Гонконг и Сидней; исключение из парка всех самолетов Boeing 767 и Airbus A340-300; внедрение Airbus A321 в июле 2007 г. и Airbus A330-300 в 2009 г .; и потенциальное увольнение на основании служебных достижений и без учета гражданства. Это привело к тому, что некоторые сотрудники подали заявки на работу в других авиалиниях, и менее чем за месяц Gulf Air потеряла 500 человек из своей рабочей силы, что побудило авиакомпанию исключить массовые увольнения в рамках своего плана восстановления, за исключением соображений производительности.
5 мая 2007 года правительство Бахрейна заявило о своей полной собственности на авиакомпанию после внеочередного общего собрания, поскольку совладелец Оман вышел из авиакомпании, чтобы сосредоточиться на Oman Air. Gulf Air также объявила о сокращении до 25% своей рабочей силы или примерно 1500 рабочих мест в рамках двухлетней программы реструктуризации, чтобы предотвратить убытки в размере 1 миллиона долларов в день. Андре Дозе ушел в отставку 23 июля 2007 года и был заменен Бьорном Нафом, что побудило правительство Бахрейна призвать к большей прозрачности в работе авиакомпании и делегировать парламентский комитет по финансовым и экономическим вопросам для расследования ситуации с Gulf Air. 6 ноября 2007 года компания Gulf Air начала свой третий ежедневный беспосадочный рейс в лондонский аэропорт Хитроу из Бахрейна.
Авиакомпания открыла рейсы в международный аэропорт Шанхай Пудун 16 июня 2008 г. (рейс был прекращен 25 декабря 2009 г.). Она также разместила заказы в Boeing (на 16 787) и Airbus (на 15 A320 и 20 A330) на обновление своего флота. Последний коммерческий рейс Boeing 767 авиакомпании совершил 29 мая 2008 г. 3 июля 2008 г. Компания Gulf Air была объявлена официальным спонсором футбольного клуба Лондонской ассоциации Queens Park Rangers. В том же году Gulf Air подписала соглашение об аренде пяти самолетов с International Lease Finance Corporation (ILFC) в рамках своей стратегии роста и расширения. Аренда была заключена на шесть лет на два Airbus A319 и три Airbus A330-200, которые должны были быть поставлены в марте, апреле и мае 2009 года.
В марте 2009 года Gulf Air подписала с Jet Airways договор аренды на 42 месяца на четыре Boeing 777-300ER, но с сентября 2009 года самолет был возвращен Jet Airways. В мае Gulf Air открыла летние сезонные рейсы в Александрию, Алеппо и Салала. 1 сентября 2009 г. компания Gulf Air возобновила полеты в Багдад. Вскоре после этого начались службы в Наджафе и Эрбиле.
С июня 2009 года логотип Golden Falcon компании Gulf Air был замечен на улицах Лондона, красуется на бортах городских такси, в рамках двухлетнего маркетингового соглашения. Пятьдесят Hackney Carriages должны были быть развернуты в полной окраске Gulf Air, чтобы продвигать рейсы авиакомпании из лондонского аэропорта Хитроу в Бахрейн и за его пределы. Позже в июне авиакомпания объявила об уходе генерального директора Бьорна Нафа и назначении Самера Маджали (ранее работавшего в Royal Jordanian) генеральным директором с 1 августа 2009 года.
1 марта 2010 года компания Gulf Air представила свой новый салон Falcon Gold - единый салон премиум-класса, объединяющий бизнес-класс и первый класс, с целью предложить более высокие стандарты комфорта по стандартной премиальной цене. По состоянию на август 2011 года новые платформы Flat Bed были установлены на всех самолетах, кроме ближнемагистральных.
В 2011 году Gulf Air временно приостановила полеты в Иран, Ирак и Ливан в разгар восстания в Бахрейне. Первоначально авиакомпания должна была возобновить полеты в Иран с ноября 2012 года, но отменила план, так как не смогла получить одобрение иранских властей. Полеты в Иран возобновились в марте 2014 года.
В ноябре 2012 года Gulf Air отказалась от своего последнего Airbus A340-300. В конце ноября 2012 года было объявлено, что отставка генерального директора Gulf Air Самера Маджали принята советом директоров. Маджали ушел в конце 2012 года, проработав в компании три года. В марте 2013 года авиакомпания объявила о сокращении 15% своего персонала по четырем убыточным маршрутам в рамках своей программы реструктуризации. Махер Салман Аль Мусаллам был исполняющим обязанности генерального директора Gulf Air до мая 2016 года, когда он был официально назначен на эту роль. Позже Мусаллам ушел в отставку в июне 2017 года, и его хвалили за сокращение долгов авиакомпании на 88%. 12 ноября 2017 года Gulf Air назначила бывшего генерального директора Croatia Airlines Крешимира Кучко новым генеральным директором авиакомпании.
На Бахрейнском международном авиашоу в январе 2016 года компания Gulf Air заказала 17 самолетов A321neo и 12 самолетов A320neo для поставки с июня 2018 года и отменила обязательство по приобретению шести самолетов A330-300. Кроме того, авиакомпания также объявила о реструктуризации заказа на 16 самолетов Boeing 787-9. Новый заказ на 16 самолетов Боинг 787-9 заменил существующий заказ на 16 самолетов Боинг 787-8 меньшего размера. В июне 2017 года Gulf Air приостановила полеты в Катар во время дипломатического кризиса в Катаре. В феврале 2018 года компания Gulf Air представила новую ливрею. Он состоял из полностью белого фюзеляжа с золотым соколом поменьше на хвосте и с темно-синими заголовками «Gulf Air». В феврале 2019 года авиакомпания ненадолго приостановила полеты в Пакистан после того, как страна временно закрыла свое воздушное пространство из-за усиления напряженности в отношениях с Индией. В январе 2020 года Gulf Air списала свой последний Airbus A330-200.
По состоянию на декабрь 2020 года флот Gulf Air состоит 34 самолетов.