Cathay Pacific (Касай Пасифик) (код IATA CX) — флагманская авиакомпания Гонконга. Базируется в Международном аэропорту Гонконга, осуществляет регулярные пассажирские и грузовые перевозки по 109 направлениям в 35 странах. 9-я крупнейшая авиакомпания по международным пассажирским перевозкам и вторая по грузовым. На конец 2018 года флот компании насчитывал 212 самолётов. Cathay Pacific — одна из шести авиакомпаний мира, имеющих пятизвёздочный рейтинг Skytrax. Cathay Pacific является членом альянса Oneworld. Управляющей компанией является Swire Group.
Cathay Pacific была основана в Гонконге 24 сентября 1946 года американцем Роем Фарреллом и австралийцем Сиднеем де Канцов. Они оба были бывшими пилотами ВВС, служили во время Второй мировой войны в Гималаях. Первоначально авиакомпания базировалась в Шанхае, позднее партнёры переехали в Гонконг, где официально Cathay Pacific начала свою деятельность. Название «Cathay» — одно из средневековых названий Китая, производное от «Khitan», а слово «Pacific» в названии связано с тем, что Фаррелл одной из целей компании ставил перелёты через Тихий океан (англ. Pacific ocean). Китайское название компании совпадает с идиомой, имеющей значение «Великое и мирное государство».
Согласно корпоративной легенде идея авиакомпании пришла к Фарреллу во время беседы в баре отеля Манила с иностранными корреспондентами. Первый рейс самолёт Cathay Pacific, Douglas DC-3, названный Бетси, на борту которого находились оба партнёра, совершил по маршруту Гонконг-Манила-Шанхай. В начале деятельности основными назначениями авиакомпании были Гонконг, Сидней, Манила, Сингапур, Шанхай и Кантон, однако регулярные рейсы выполнялись только между Бангкоком, Манилой и Сингапуром.
Поскольку закон не позволял небританцам владеть контрольными пакетами акций компаний, зарегистрированных в Гонконге, Фаррелл и де Канцов привлекли в качестве партнёра ведущую гонконгскую торговую компанию Butterfield & Swire. Для Swire авиакомпания Cathay Pacific должна была составить конкуренцию Hong Kong Airways, принадлежавшей Jardine Matheson (но в том же году она была поглощена British Airways). Новая авиакомпания начала деятельность 1 июля 1948 года и была зарегистрирована как Cathay Pacific (1948) Ltd 18 октября 1948 года. Фаррелл покинул компанию в 1948 году, а де Канцов в 1951 году, таким образом на время доля Swire достигла 100 %. В начале 1950-х годов авиакомпания несла убытки, и в 1953 году 30-процентная доля в ней была продана Peninsular and Oriental Steam Navigation Company. В 1958 году гонконгский аэропорт Каи Так открыл новую взлётно-посадочную полосу длиной 2545 м, что позволило начать эксплуатацию более крупных самолётов Douglas DC-6. Hong Kong Airways в течение 1950-х годов несла убытки и в 1959 году была продана Cathay Pacific.
В 1959 году компания начала полёты по маршруту из Гонконга в Сидней, но тут же встретила жёсткую конкуренцию со стороны австралийской авиакомпании Qantas, и в 1961 году отказалась от этого маршрута и умерила свои трансконтинентальные амбиции, сосредоточившись на азиатском рынке. В 1964 году был приобретён первый реактивный самолёт (Convair 880) и начались международные рейсы в Японию. В 1970-х Cathay Pacific внедрила компьютерную систему резервирования и лётные симуляторы. В 1974 году парк самолётов пополнился Boeing 707 и были возобновлены рейсы в Сидней, в 1976 году начаты полёты в Бахрейн и Дубай. В 1979 году Cathay Pacific приобрела первый Boeing 747 и запросила разрешение на осуществление рейсов в Лондон (лицензия была получена в июне 1980 года). В 1981 году было перевезено 3 млн пассажиров и 97 тысяч т грузов по 23 направлениям, включая беспосадочный рейс из Гонконга в Лондон за 14 часов. В 1983 году был открыт рейс в Ванкувер, где находится одна из крупнейших китайских диаспор.
В 1986 году Cathay Pacific стала публичной компанией; ввиду приближения даты передачи Гонконга под контроль КНР, Swire начала сокращать свою долю в авиакомпании, значительным акционером стала китайская инвестиционная компания CITIC (12,5 %). В январе 1990 года Cathay Pacific и её материнская компания Swire Pacific приобрели крупный пакет акций Dragonair и 60 % акций грузовой авиакомпании Air Hong Kong. В начале 1990-х чистая прибыль Cathay Pacific составляла около HK$3 млрд в год (в то время как многие американские и европейские авиакомпании несли убытки), компания внесла около HK$1 млрд в строительство нового международного аэропорта Чхеклапкок, включавшего также новую штаб-квартиру компании, общая стоимость проекта составила HK$13 млрд Была начата программа модернизации флота стоимостью $9 млрд, в результате чего Cathay Pacific получила один из самых молодых флотов мира. В 1996 году CITIC увеличила свою долю до 25 %, а Swire Group сократила свою долю до 44 % (за счёт эмиссии новых акций).
В 1997 году Великобритания передала управление Гонконгом КНР. Большая часть самолётов Cathay Pacific были зарегистрированы в Гонконге и имели номер регистрации с индексом «VR». По условиям договора с британско-китайской Joint Liaison Group (JLG) в декабре 1997 года регистрация была изменена, появился префикс «B», который использовали КНР и Тайвань. Также британский флаг на хвостах самолётов был заменён логотипом компании. В 1998 году компания впервые с 1950-х годов показала убытки, что было вызвано азиатским финансовым кризисом, списанием старых самолётов и расходами на строительство штаб-квартиры Cathay City, открытой в 1999 году. В сентябре 1998 года Cathay Pacific стала членом-основателем альянса Oneworld, совместно с American Airlines и British Airways.
В июле 2021 года флот Cathay Pacific состоял из 176 самолетов, средний возраст которых 9,7 лет.
Бонусные программы
Пассажирам Cathay Pacific и Dragonair предлагается сервис двух бонусных программ: «The Marco Polo Club» («The Club») — программа поощрения часто летающих пассажиров и «Asia Miles» — программа поощрения туристических полётов Участники «The Club» автоматически становятся членами программы «Asia Miles».
Marco Polo Club
Программа Marco Polo Club имеет четыре уровня участников — «Green» (начальный), «Silver», «Gold» и «Diamond». Для вступления в программу пассажир должен заплатить 35 евро или 50 долларов США. Условия начисления баллов, переходов на более высокие уровни и другие привилегии одинаковы для всех пассажиров авиакомпаний Cathay Pacific, Dragonair и членов глобального авиационного альянса Oneworld. Владельцы высших уровней бонусной программы имеют максимальные привилегии, включая гарантированное место в экономическом классе на любой рейс авиакомпаний группы Cathay, провоз сверхнормативного багажа, приоритет на листе ожидание, внеочередную регистрацию на рейс и доступ в залы повышенной комфортности компаний группы Cathay и её партнёров. Членство в Marko Polo Club прекращается автоматически, если в течение 12 месяцев не совершено никаких действий (полёты, оплаты покупок по картам), либо если пассажир в течение этого периода не набрал минимальное количество баллов, которое указано в условиях членства в бонусной программе.
«Green»
«Green» («Зелёный») — начальный уровень бонусной программы «Marco Polo Club». Владельцы данного уровня имеют право на бесплатное бронирование авиабилетов в течение 24-х часов, регистрацию на рейсы на специально выделенных стойках «Marco Polo», увеличенный размер провоза багажа и приоритетную посадку в самолёт. Для подтверждения уровня пассажиру необходимо набрать 4 «клубных сектора» в течение 12 месяцев.
«Silver»
Переход на уровень «Silver» («Серебряный») происходит при накоплении 30 тысяч «клубных миль» (Club Miles) или 20 «клубных сектора» в течение одного года. Дополнительно к привилегиям уровня «Green» обладатели этого уровня имеют право на ранее резервирование места в пассажирском салоне, приоритет на листе ожидания, регистрация на стойках бизнес-класса, провоз 10 килограмм багажа сверх норматива, приоритет получении багажа и доступ в бизнес-залы при полётах на рейсах авиакомпаний Cathay Pacific и Dragonair. Уровень «Silver» программы полностью соответствует статусу «Ruby» в общей бонусной программе альянса Oneworld, привилегии которого распространяются на всех постоянных и аффилированных членов альянса.
«Gold»
При накоплении в течение года 60 тысяч миль или 40 «секторов» участник программы переходит на уровень «Gold» («Золотой»). Дополнительно к привилегиям предыдущего уровня пассажиры получает гарантированное право на место в салоне экономического класса на любом рейсе авиакомпаний Cathay Pacific и Dragonair с бронированием места за 72 часа до вылета, провоз 15 килограмм багажа сверх норматива или одного места багажа любой массы в превышении нормативной, доступ в бизнес-залы аэропортов с ещё одним пассажиром авиакомпаний группы Cathay и в залы повышенной комфортности в зоне прибытия рейсов (для пассажиров, путешествующих рейсами группы Cathay и код-шеринговыми рейсами на самолётах партнёров группы). Уровень «Gold» полностью соответствует статусу «Sapphire» в общей бонусной программе альянса Oneworld, привилегии которого распространяются на всех постоянных и аффилированных членов альянса.
«Diamond»
При накоплении в течение года 120 тысяч миль или 80 «секторов» производится повышение участника до уровня «Diamond» («Бриллиантовый»). Дополнительно к привилегиям золотого уровня пассажиры получают исключительный приоритет на листе ожидания, гарантированное право на место в салонах экономического и бизнес-классов на любом рейсе авиакомпаний группы Cathay с бронированием места за 24 часа до вылета, регистрацию на стойках Первого класса, провоз 20 килограмм багажа сверх норматива или одного места багажа любой массы в превышении нормативной, приоритет пассажиров Первого класса на обработку и выдачу багажа, доступ в залы повышенной комфортности Первого класса с двумя пассажирами, путешествующими рейсами авиакомпаний Cathay Pacific и Dragonair, доступ в залы повышенной комфортности бизнес-класса с двумя пассажирами, путешествующими рейсами любых авиакомпаний. Уровень «Diamond» полностью соответствует статусу «Emerald» в общей бонусной программе альянса Oneworld, привилегии которого распространяются на всех постоянных и аффилированных членов альянса.
«Diamond Plus»
Высший уровень «Diamond Plus» («Бриллиантовый+») бонусной программы предлагается каждый год одному проценту владельцев статуса «Diamond» топ-менеджментом группы Cathay в «знак признания их исключительности, приверженности и вклада в работу авиакомпаний Cathay Pacific и Dragonair». В дополнение к привилегиям предыдущего уровня владелец статуса «Diamond Plus» имеет право дать привилегии «Diamond» своему спутнику (компаньону) и владеет правом доступа с ним в залы Первого класса группы Cathay вне зависимости от того, рейсами какой авиакомпании они путешествуют в настоящий момент. За исключением двух указанных привилегий, уровень «Diamond Plus» полностью соответствует статусу «Emerald» в общей бонусной программе альянса Oneworld, привилегии которого распространяются на всех постоянных и аффилированных членов альянса.
Asia Miles
Бонусная программа Asia Miles охватывает более пятисот партнёров в девяти секторах бизнес: авиаперевозки, гостиницы, финансы и страхование, рестораны, розничная торговля, путешествия, аренда транспорта, телекоммуникационные услуги и экспертное обслуживание. Участники программы также могут зарабатывать мили совершая электронные покупки в сети iShop с широчайшим спектром услуг и торговых марок — от книг и электроники до одежды и других аксессуаров. Члены программы могут тратить мили на приобретение авиабилетов, туристические поездки, билеты на концерты, продукты питания и множество других товаров и услуг. Бонусные баллы действительны в течение трёх лет с момента совершения покупки. Членство в программе бесплатно, участником может статью любой человек возрастом старше двух лет.
В 2001 году продукт «Asia Miles™» получил премию «Лучшая бонусная программа авиакомпаний» от Ассоциации бизнес-путешественников Азиатско-Тихоокеанского региона.