AirAsia X (Эр Азия Х) (код IATA D7) — дальнемагистральная бюджетная авиакомпания , базирующаяся в Малайзии и дочерняя компания AirAsia . Он начал свою работу 2 ноября 2007 года, выполнив первый рейс из международного аэропорта Куала-Лумпура , Малайзия, в аэропорт Голд-Кост в Австралии. AirAsia X выполняет рейсы в пункты назначения в Азии , Австралии и Соединенных Штатах Америки. Авиакомпания эксплуатирует парк из 21 самолета Airbus A330-300. Индонезия AirAsia X и таиландская AirAsia X являются аффилированными лицами AirAsia X.
AirAsia X является среднемагистральным и дальнемагистральным брендом AirAsia, который является крупнейшим бюджетным перевозчиком в Азии.
17 мая 2007 года Тони Фернандес объявил о планах начать полеты из Малайзии в Австралию. Фернандес сказал, что будет избегать аэропорта Сиднея из-за высоких сборов. Вместо этого авиакомпания сосредоточится на более дешевых альтернативах, таких как аэропорт Авалон в Мельбурне, аэропорт Уильямтаун в Ньюкасле и аэропорт Аделаиды . Прогнозировалось, что постоянные тарифы составят около 800 малайзийских ринггитов ( 285 австралийских долларов ) за проезд в обе стороны плюс налоги. Был также выражен интерес к использованию аэропорта Голд-Кост в качестве еще одного пункта назначения в Австралии. Фернандес назвал авиакомпанию AirAsia X, ссылаясь наЙошики , лидер японской рок-группы X Japan.
10 августа 2007 года было объявлено о нескольких важных событиях. AirAsia X объявила о своем первом маршруте из Куала-Лумпура на Золотой берег, стоимость проезда в одну сторону начинается от 50 малайзийских ринггитов (17 австралийских долларов) без учета налогов и сборов, а средняя цена в оба конца составляет примерно 1 малайзийский ринггит. 800 (598 австралийских долларов), включая налоги и сборы.
Авиакомпания также объявила, что сэр Ричард Брэнсон из Virgin Group получит 20% акций авиакомпании, чтобы помочь начать ее дальнемагистральные перевозки и профинансировать покупку самолетов. Брэнсон также прогнозирует высокую вероятность установления в будущем официальных связей между Virgin Blue и AirAsia X, включая кодшеринговые соглашения и программы лояльности.
Первый самолет AirAsia X прибыл в международный аэропорт Куала-Лумпур 15 сентября 2007 года. Он был назван «Семангат сэр Фредди» (англ. «Дух сэра Фредди» ) в честь пионера и основателя недорогой модели; покойный, сэр Фредди Лейкер из Skytrain.
По состоянию на сентябрь 2021 года Air Asia X Bhd сообщила о квартальных убытках в размере 5,9 млрд долларов. Компания объявила о планах по сокращению своего флота для достижения оптимального размера парка.
Индонезия AirAsia X
Индонезия AirAsia X является совместным предприятием AirAsia X. Он обслуживает регулярные дальнемагистральные международные рейсы Indonesia AirAsia из международного аэропорта Бали Нгурах-Рай . Индонезия AirAsia X планировала запустить свой первый пункт назначения в Мельбурн 26 декабря 2014 г., но была отложена до 18 марта 2015 г. из-за задержек с утверждением маршрута властями Австралии. Вместо этого Тайбэй стал первым пунктом назначения AirAsia X в Индонезии, запустив услугу 30 января 2015 года.
В ноябре 2018 года авиакомпания объявила, что прекращает регулярные рейсы с января 2019 года, однако с этого момента она будет выполнять нерегулярные рейсы.
Тайский AirAsia X
Thai AirAsia X является совместным предприятием AirAsia X в Таиланде. Thai AirAsia X - первая дальнемагистральная бюджетная авиакомпания Таиланда, которая начала свою деятельность с момента своего первого рейса из Бангкока в Инчхон, Южная Корея, 17 июня 2014 года, за которым последовали Токио Нарита и Осака Кансай в Японии.
В июне 2011 года авиакомпания получила одобрение правительства на открытие рейсов в шесть городов: Пекин , Шанхай , Осака , Джидда , Стамбул и Сурат.
AirAsia X также планирует летать в Сиань , Ухань и Шэньян в Китайской Народной Республике. В 2009 году авиакомпания объявила, что планирует обслуживать Африку. AirAsia X также объявила о планах расширения в Японию и дальше в Австралию.
12 января 2012 года AirAsia X прекратила полеты в Дели, Мумбаи, Лондон и Париж, сославшись на высокие цены на топливо, «непомерные» налоги и слабый спрос на поездки. Авиакомпания также объявила, что она будет летать из Куала-Лумпура в Сидней с 1 апреля 2012 года. Вскоре после объявления о запуске в Сиднее авиакомпания также надеется обслуживать Аделаиду , поскольку авиакомпания продолжает расширяться в Австралии. 31 мая 2012 года авиакомпания также прекратила полеты в Крайстчерч , Новая Зеландия, всего через год после запуска. В то же время авиакомпания объявила, что с июня 2012 года увеличит количество рейсов в Перт и Тайбэй. 22 июня 2012 года авиакомпания открыла рейсы в Пекин, третий пункт назначения в Китае, и в то же время прекратила рейсы в Тяньцзинь. AirAsia X также приостановила полеты в Абу-Даби много лет назад из-за нерентабельности.
8 октября 2012 года AirAsia X объявила с уведомлением за семь дней, что прекратит обслуживание Тегерана, сославшись на «сложные экономические и деловые условия», что вызвало критику среди обвинений в плохом обслуживании и обманных действиях.
В июле 2013 года AirAsia X провела IPO на бирже Bursa Malaysia, собрав 310 миллионов долларов. Консультировала по сделке международная юридическая фирма Pillsbury Winthrop Shaw Pittman. Столицу предполагалось использовать для дальнейшего расширения маршрутов, особенно после получения разрешения властей Таиланда на получение сертификата эксплуатанта для выполнения рейсов из Бангкока в Южную Корею и Японию.
В декабре 2013 года Тони Фернандес, директор AirAsia X, заявил, что авиакомпания возобновит полеты в Европу.
15 июля 2014 года генеральный директор Азран Осман-Рани и президент и главный исполнительный директор Airbus Фабрис Брежье подписали Меморандум о взаимопонимании (MOU) в отношении 50 самолетов A330-900 на авиашоу в Фарнборо в Великобритании. «Мы уже некоторое время поощряем Airbus к запуску этой новой версии A330. Я рад, что они предлагают этот выбор и предоставляют нам самолет, который нам действительно нужен для дальнейшего развития нашей недорогой модели для дальнемагистральных перевозок. Нам 100 лет. «Мы уверены, что A330neo будет совершенно непревзойденным в своей категории размеров, и мы надеемся, что больше людей смогут чаще летать дальше на борту этого замечательного самолета», — сказал Тан Шри Тони Фернандес, соучредитель и директор AirAsia X.
AirAsia X возобновила свои рейсы в Дели в начале 2016 г. и вернулась в Новую Зеландию в марте 2016 г. с рейсом Куала-Лумпур-Интернэшнл в Окленд через Голд-Кост , но полеты снова были приостановлены в феврале 2019 г. Она возобновила рейсы в Тегеран 21 . Июнь 2016 г. с рейсом Куала-Лумпур-Интернэшнл в Тегеран-Имам Хомейни три раза в неделю , но в апреле 2018 г. рейсы снова были приостановлены.
Он начал свой новый маршрут в Саппоро в октябре 2015 года и запустил новый маршрут в Гонолулу в конце июня 2017 года после задержек с утверждением маршрута в 2015 году. 9 октября 2017 года AirAsia X объявила об открытии Чеджу , Южная Корея будет выполнять рейсы 4 раза в неделю, начиная с 12 декабря 2017 г. 6 ноября 2017 г. она также объявила, что 5 февраля 2018 г. начнет прямые рейсы в Джайпур , Индия.
В феврале 2018 года AirAsia X объявила о прекращении рейсов между аэропортом Мельбурна и KLIA и открытии рейсов между аэропортом Авалон и KLIA. Аэропорт Авалон расположен в 55 км от центрального делового района Мельбурна и всего в 15 км от центрального делового района Джилонга. В июне 2018 года было объявлено, что рейсы в аэропорт Авалон начнутся 5 декабря 2018 года.
По состоянию на май 2021 года флот AirAsia X состоит из 29 самолетов.