?Су-37 — многофункциональный сверхманевренный истребитель четвертого поколения, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Создан на базе истребителя Су-27М, первый экземпляр (ещё в варианте Т-10М/Су-27М) построен в конце 1993 года (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711). Первый полёт в варианте Су-37 (с УВТ) состоялся 2 апреля 1996 года. Единственный лётный экземпляр (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов (при этом на момент аварии на нём стояли обычные двигатели, без УВТ, и он снова являлся одним из опытных Су-27М/Т-10М), программа создания прекращена.
Основные отличия от Су-27М
основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
соответствующие доработки систем управления самолётом;
новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-27М, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;
Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-27М и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.
В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:
разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»);
форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
поворот на вертикали;
«Кобра» с углами атаки 150—180°;
«Колокол»;
переворот с потерей высоты до 300—400 м.
Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.
Возможности
Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:
возможность нанесения предупреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);
многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
атаку наземных целей без входа в зону ПВО малой и средней дальности;
маловысотный полёт с огибанием рельефа;
автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.?
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 22,183 м
Размах крыла: 14,698 м
Высота: 6,35 м
Площадь крыла: 63,5 м?
Шасси: 3-точечное
Масса пустого: 18500 кг
Нормальная взлётная масса: 25670 кг
Максимальная взлетная масса: 34000 кг
Двигатель: 2 ? ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги
Тяга: на форсаже: 2 ? 12500 кгс
Тяговооружённость:
при нормальной взлетной массе: 1,09 кгс/кг
при максимальной взлетной массе: 0,82 кгс/кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 2500 км/ч (М=2,35)
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
Дальность полёта: 4000 км
Боевой радиус: 800 км
Практический потолок: 18 000 м
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлетной массе: 404 кг/м?
при максимальной взлетной массе: 535 кг/м?
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G