?Су-15 — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и участвовал во множестве происшествий, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР.
Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году.
История создания и производства
Самолёт предназначался для перехвата воздушных целей с диапазоном скоростей 500—3000 км/ч и высот 500—23000 метров. Вывод перехватчика в район встречи с целью и до обнаружения её бортовой РЛС выполнялся с помощью наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1». Перехват цели, прицеливание и наведение ракеты с РГС осуществлялось БРЛС. Ракеты с ИКГСН имели иной принцип наведения — инфракрасное (тепловое) излучение, которое они воспринимали, шло непосредственно от цели.
Первый предсерийный Су-15 был собран в Новосибирске. В марте 1966 года первый полёт на нём совершил заводской лётчик-испытатель И. Ф. Сорокин, которому впоследствии, во многом именно за эти испытания, было присвоено звание Героя Советского Союза. В июле 1967 года истребитель был показан широкой публике на воздушном параде в Домодедово.
Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций.
Модификации
Су-15 — серийный перехватчик
Су-15Т — первая модификация
Су-15УТ — двухместный учебно-тренировочный самолёт
Су-15ТМ — самая совершенная модификация
Су-15бис — опытная модель перехватчика с улучшенным БРЭО и двигателями
Су-15УМ — модернизированный учебно-тренировочный самолёт
Су-15ВД — экспериментальный самолёт для отработки подъёмных ТРД
Технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 22,03 м
Размах крыла: 9,34 м
Высота: 4,843 м
Площадь крыла: 36,6 м?
Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°
База шасси: 5,942 м
Колея шасси: 4,79 м
Масса пустого: 10 874 кг
Нормальная взлётная масса: 17 194 кг
Максимальная взлётная масса: 17 900 кг
Посадочная масса: 12 060 кг
Масса топлива во внутренних баках: 5 550 кг
Объём топливных баков: 8675 л
Силовая установка: 2 ? ТРДФ Р-13Ф-300
Бесфорсажная тяга: 2 ? 4100 кгс (40,2 кН)
Форсажная тяга: 2 ? 6600 кгс (64,7 кН)
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 1300 км/ч
на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (М=2,16)
Скорость отрыва: 370 км/ч
Посадочная скорость: 285–295 км/ч
Боевой радиус: 725 км
Практическая дальность: 1380 км
Перегоночная дальность: 1700 км
Практический потолок: 18 500 м
Скороподъёмность: 228 м/с
Нагрузка на крыло: 397 кг/м?
Тяговооружённость: 0,82
Длина разбега: 1000–1100 м
Длина пробега:
без тормозного парашюта: 1050–1150 м
с тормозным парашютом: 850–950 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g
с ракетами Р-98: +3,0 g
с ракетами Р-60: +5,0 g?