?Су-35 — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С. Используются двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.
Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.
Первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» (Большая Модернизация).
«Поколение 4++», к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как за исключением стелс-технологии и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения. К 2015 году в ВВС России должны поступить 48 данных истребителей.
История
В 2006 году начато производство установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский.
7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском.
2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов. На 3 октября 2008 года совершено 40 полётов.
На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полётов.
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.
В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России.
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С.
По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полётов. Самолёт передан на ГСИ.
2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.
На 4 апреля 2012 года совершено 500 испытательных полётов.
На 8 августа 2012 года совершено 650 испытательных полётов.
25 декабря 2012 года Минобороны получило первые шесть серийных истребителей Су-35С.
20 февраля 2013 специалисты ЛИИ имени Громова приступили к испытаниям Су-35С. После 1,5 лет будет создано руководство летной эксплуатации самолёта Су-35С. Совершено более 1000 полётов, второй этап ГСИ завершится к 2015.
ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы.
12 февраля 2014 года в боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.
Особенности
Российские Су-35 (внизу) и ПАК ФА (вверху) — истребитель 5-го поколения в полёте. Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.
Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.
Конструкция
Планер
Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.?
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м? до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Модификации
Су-35С — Серийный истребитель для ВВС России.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,75 м
Высота: 5,9 м
Площадь крыла: 62,04 м?
Угол стреловидности по передней кромке: 42°
Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающееся
Масса: пустого: 19000 кг
нормальная взлётная масса(2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э): 25300 кг
максимальная взлетная масса: 34500 кг
масса топлива: 11500 кг
Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)
модель: «АЛ-41Ф1С»
тяга:
максимальная: 2 ? 8800 кгс
на форсаже: 2 ? 14500 кгс
управление вектором тяги:
углы отклонения вектора тяги: ±15° в плоскости
скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
масса двигателя: 1520 кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 1400 км/ч
на высоте: 2500 км/ч (M=2,25, при высоте более 11 км)
бесфорсажная: 1,1 Маха
Дальность полёта:
у земли (высота - 200 м, скорость - M=0,7): 1580 км
на высоте:
без ПТБ: 3600 км
с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
Практический потолок: 20 000 м
Скороподъемность: 280 м/с
Длина:
разбега(полный форсаж): 450 м
пробега(с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
Тяговооружённость(у земли, при н.у.):
при нормальной взлётной массе: 1,1
при максимальной взлётной массе: 0,811
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлётной массе: 410 кг/м?
при максимальной взлётной массе: 611 кг/м?