?Су-27М — программа модернизации советского/российского истребителя Су-27 (М - модифицированный). Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.
Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-27М — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. 
На международный рынок самолёт предлагался под наименованием «Су-35», что впоследствии породило путаницу с самолётом Су-35 более поздней разработки. В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов и три серийных образца. Впоследствии программа была закрыта.
Отличия от Су-27
Усовершенствованное БРЭО 
Переднее горизонтальное оперение (ПГО) 
Носовая часть увеличенного объёма и диаметра для размещения нового радара 
Усиленная носовая стойка шасси с двумя колёсами Новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива 
Кили увеличенной площади и толщины с углепластиковыми кессонами, позволили использовать их в качестве топливных баков 
Штанга дозаправки (за исключением первых прототипов) 
Больший мидель и запас топлива 
Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг. 
Большинство изменений связаны с установкой нового радара – более совершенного и, как следствие, более тяжёлого. Новый радар расширил номенклатуру применяемых ракет класса воздух-земля и позволял эффективно поражать наземные и надводные цели. ПГО улучшило управляемость на больших углах атаки и компенсировало смещение аэродинамического фокуса из-за изменившейся аэродинамики носовой части самолёта.
Модификации
Модификации Су-27М (в порядке их появления): 
Су-27М (первый полёт 28 июня 1988 года) 
Су-37 вариант с УВТ (первый полёт 2 апреля 1996 года) 
Су-35УБ (первый полёт 7 августа 2000 года)
Экземпляры Су-27М
Су-27М
Т-10М-1 (б/н 701) — первый опытный экземпляр Су-27М (1988 год)[3]. Создан на базе серийного Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года. Во второй половине 1990-х, после завершения испытаний, передан в экспозицию Центрального музея ВВС в Монино.
Т-10М-2 (б/н 702) — второй опытный экземпляр (1989 год). Создан на базе серийного Су-27.
Т-10М-3 (б/н 703) — головной предсерийный образец[3]. Первый полёт 1 апреля 1992 года. Самолёт принял участие в I Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993 в Жуковском, в международном авиасалоне в Фарнборо в 1994 году. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 1.
Т-10М-4 (б/н 704) — экземпляр для статических испытаний.
Т-10М-5 (б/н 705) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27
Т-10М-6 (б/н 706) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27. В 1992 году на аэродроме Мачулищи (Белоруссия) был представлен министрам обороны стран СНГ.
Т-10М-7 (б/н 707) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27?.
Т-10М-8 (б/н 708) — предсерийный экземпляр.
Т-10М-9 (б/н 709) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.
Т-10М-10 (б/н 710) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8[3]. С 2004 года использовался как летающая лаборатория для испытаний двигателей АЛ-41Ф1 .
Т-10М-11 (б/н 711) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Известен под обозначением Су-37. Оснащён двигателями с УВТ. Потерян в аварии 19 декабря 2002 года.
Т-10М-12 (б/н 712) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8[3]. Использовался как летающая лаборатория для испытаний РЛС Н011 Барс. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 2.
12-02 (б/н 86) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске[3]. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 3.
12-03 (б/н 87) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске[3]. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 4.
12-04 (б/н 88) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске[3]. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 5.
Су-37
Заводской шифр Т-10М-11 (б/н 711). По кодификации НАТО: Flanker-F. 
Вариант Су-27М оснащённый двигателями с УВТ, усовершенствованной системой управления, цветными жидкокристаллическими МФИ, боковой малоходовой РУС и неподвижной тензометрической ручкой управления двигателем (РУД). 
Произведён в 1993 году. Первоначально был подготовлен для участия в тендере ВВС ОАЭ, для которого был назван Су-37. После тендера самолёт стал летающей лабораторией по отработке двигателей с системой управления вектором тяги. Самолёт принимал участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1996 году, в международном авиасалоне в Ле Бурже в 1997 году, в III Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1997, а также в авиашоу в Кубинке, Тушино и т. д. В 2001 на самолёт были установлены обычные двигатели АЛ-31Ф. 19 декабря 2002 года самолёт под управлением лётчика-испытателя Юрия Ващука потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское. 
В ходе лётных испытаний, благодаря наличию УВТ, Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:
«Чакра Фролова»: разворот в плоскости симметрии на 360° (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»); 
форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот; 
поворот на вертикали; 
«Кобра» с углами атаки 150—180°; 
переворот на «Колоколе».
Су-35УБ
Т-10УБМ (б/н 801) — двухместный вариант Су-27М. Создан на базе серийного Су-30МКК.
По идее конструкторов, самолет вобрал в себя самое лучшее, что было достигнуто на Су-30МК и Су-37. И это произошло — по проекту Су-35УБ отличался от Су-30МКК двигателями, наличием ПГО и более совершенной бортовой РЛС, а от Су-30МКИ — двигателями и килями увеличенной высоты, толщины и площади (как на Су-27М и Су-30МКК), что позволяло увеличить дальность полета по сравнению с Су-30МКИ. Установка более совершенного оборудования, в частности, бортовой РЛС Н011М, позволит применять на Су-35УБ всю номенклатуру серийных и перспективных ракет и бомб классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». 
Самолёт имеет 12 точек подвески вооружения, оснащён системой дозаправки топливом в воздухе и самой современной авионикой. 
Интересно, что впервые на КнААПО проектирование Су-35УБ и выпуск рабочих чертежей велись со значительным использованием компьютерных технологий. Первый полет опытного самолета состоялся в 2000 году. Ожидается, что после проведения первого цикла заводских лётных испытаний новую опытную машину продемонстрируют на одном из международных авиасалонов в 2001 году. 
1 ноября 2000 года южнокорейские летчики завершили в подмосковном Жуковском летные испытания многоцелевого истребителя Су-27М. Всестороннюю оценку Су-27М проводила группа из 5 южнокорейских летчиков, совершивших в течение месяца 18 полетов на двухместном учебно-боевом истребителе Су-35УБ. Вместе с ними в воздух поднимались летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев, Вячеслав Аверьянов и Игорь Соловьев. В ходе испытаний сравнивались заявленные АНПК «Сухой» ЛТХ самолета с его реальными пилотажными возможностями. 
Этот самолет был показан в российском кинофильме «Зеркальные войны. Отражение первое» — в съемках использовался самолет Су-35УБ, № 801.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек 
Длина: 22,18 м 
Размах крыла: 14,70 м 
Высота: 6,43 м 
Площадь крыла: 62,04 м? 
Угол стреловидности по передней кромке: 42° 
Масса: пустого: 18400 кг 
   нормальная взлётная масса: 25700 кг 
   максимальная взлетная масса: 34000 кг 
Двигатель: 
   тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и                управляемым вектором тяги на Су-37 
   модель: АЛ-31Ф / АЛ-31ФМ / АЛ-31ФП / АЛ-31ФУ / АЛ-35МЛ 
   тяга:     
      максимальная: 2 ? 7670 кгс 
      на форсаже: 2 х 12500 / 12800 / 12500 кгс 
   масса двигателя: 1520 кг 
   управление вектором тяги: 
      углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости         скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с