?Су-25Т — советский и российский штурмовик, предназначенный для уничтожения бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м.
История
Первый полёт состоялся 17 августа 1984 года. Серийное производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе. В ноябре 1991 года Су-25Т (прототип Т-8М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Дубаи (ОАЭ). Государственные испытания продолжались до сентября 1993 года, после чего самолёт был принят на вооружение.
Конструкция
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85 %). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал», киле увеличенной площади. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответственно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака. Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш» со станцией ИК-помех «Сухогруз».
Всего ТАГО успел до развала СССР выпустить опытную партию самолетов Су-25Т в количестве 12 машин. Согласно ряду источников, только 8 из 12 самолетов были получены Россией. Еще 12 Су-25Т были построены для ВВС Грузии, эти самолеты оснащались упрощенным БРЭО, так как новые системы Россия Грузии не предоставила. В официальных списках ВВС Грузии Су-25Т не числятся. После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году изготовлено 4 модернизированных самолёта Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25Т.
Число таких самолетов в ВВС РФ крайне ограничено: на сегодняшний день «в строю» находится около 6 Су-25Т (в начале 2000 г. 2 самолета после предпродажной подготовки были поставлены на экспорт).
Модификации
Т8-М1 — первый экземпляр Су-25Т, создан путем переделки недостроенного Т-8УБ (сборка завершена в Тбилиси в 1984 г., первый полет совершил 17 августа 1984 г., пилот — А. Н. Исаков), построено 3 летных прототипа и 1 для статиспытаний (1985-1986 гг.).
Су-25Т — серийный. Всего было выпущено около 20-ти таких самолётов.
Су-25ТМ (Т-8ТМ)— модернизированный. Отличается усовершенствованным прицельным комплексом «Шквал-М», наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт 15 августа 1995 года (лётчик-испытатель О. Г. Цой). Выпускается в Улан-Удэ.
Су-25ТК— экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Боевое применение
В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне 4 штурмовика Су-25Т наносили точечные удары. Тогда штурмовики совершили более 20-ти боевых вылетов. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением — 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением — 1 метр.
Первым и возможно последним покупателем Су-25Т стала воюющая с Эритреей Эфиопия. Контракт на поставку был подписан в конце 1999, а поставщику самолеты были доставлены уже в начале 2000. Такая скорость обусловлена тем, что взяли уже готовые штурмовики из состава Липецкого центра (там же прошли подготовку летчики) и оперативно доработали на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке до стандарта Су-25ТК (несколько изменили оборудование). Самолеты очень удачно «выступили» в войне, частенько используя наряду с обычными боеприпасами управляемые ракеты Х-25МП и Х-29Т. «Супер Грач» так же показал прекрасную выживаемость, так 20 мая 2000 года во время удачной атаки позиции ЗРК «Квадрат» один из штурмовиков выдержал близкий разрыв ракеты, но благополучно добрался до базы. На 2002 год Эфиопия еще эксплуатировала два свои Су-25ТК.
Технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-25Т:
Экипаж: 1 человек
Длина: 15,33 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 м?
Масса пустого: 9 500 кг
Масса нормальная взлётная: 16 500 кг
Масса максимальная взлетная: 19 500 кг
Масса топлива: 4890 кг
Двигатели: 2х ТРД Р-195
Тяга: 2х 40 кН (4 500 кгс)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 950 км/ч
Крейсерская скорость: 750 км/ч
Посадочная скорость: 230 км/ч
Дальность полёта максимальная (с ПТБ): 2250 км
Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:
у земли: 400 км
на высоте: 700 км
Практический потолок: 10 000 м
Скороподъёмность: 60 м/с
Длина разбега/пробега: 600—700 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 6,5 G