И-5 — советский истребитель-полутораплан «легкий маневренный» смешанной дерево-металло-полотняной конструкции. Первоначальное название самолёта «Внутренняя Тюрьма одиннадцать» ВТ-11. Спроектирован и построен в 1929 году совместно российскими советскими авиаконструкторами Дмитрием Григоровичем и Николаем Поликарповым в «Центральном конструкторском бюро — 39» ОГПУ имени В. Р. Менжинского «Внутренняя тюрьма — 11» в Бутырской тюрьме в Москве. Проектные работы и постройка осуществлялись по заданию Военно-воздушных сил РККА и под контролем Коллегии ОГПУ.
Первый полёт — 30 апреля 1929 года. Состоял на вооружение строевых летных частей Военно-воздушных сил РККА с 1933 по 1936 год. Основной тип боевого самолёта в истребительной авиации. Всего было построено 803 машины, включая прототипы.
Проектная и исполнительная организация
Проектирование и постройка истребителя И-5 под первоначальным обозначением самолёт «Внутренняя тюрьма — 11» («самолёт ВТ-11») осуществлялись в «Центральном конструкторском бюро — 39» в Москве по заданию руководства Военно-воздушными силами РККА и под контролем Коллегии ОГПУ.
Полная аббревиатура организации: «ЦКБ-39 ОГПУ имени В. Р. Менжинского ВТ-11».
ЦКБ-39 — московская авиационная проектная организация под патронажем Коллегии ОГПУ, где осуществлялись проектирование и опытное самолётостроение.
Основными целями создания ЦКБ-39 были концентрация инженерно-технических кадров, устранение мелкой раздробленности конструкторских работ и, на его базе — осуществление широкой программы разработки и выпуска новых самолётов в СССР.?
Идея создания ЦКБ-39 принадлежала руководителю ОГПУ В. Р. Менжинскому. Предполагалось, что конструирование самолётов арестантами, содержавшимися во «Внутренней тюрьме — 11» сэкономит стране значительные финансовые средства, так как заключенные работали бесплатно.
Инженерам и конструкторам ВТ-11 бесплатно предоставлялись питание (включая белый хлеб, сахар и сливочное масло), сигареты, папиросы и табак, одежда и обувь, постель, помещения для сна и работы, необходимые для конструкторской и инженерной деятельности инструменты и принадлежности. Обязательные ежедневные прогулки — на плоской крыше здания тюрьмы. Сами заключенные в тюрьме называли ЦКБ-39 «конторой» или «шарашкой».
Возглавляли ЦКБ-39 ВТ-11 ведущие авиаконструкторы Д. П. Григорович и Н. Н. Поликарпов, арестованные как «вредители» по обвинению в «саботаже социалистической индустриализации».
Коллектив ЦКБ — 20 заключённых; «вредители» и «враги народа» — авиаконструкторы и инженеры высокой квалификации.
Связь арестантов, работавших во «Внутренней тюрьме — 11» (или «Бутырке») с производственными подразделениями Авиазавода № 39, где базировалось ЦКБ и строились опытные самолёты, обеспечивал «свободный» инженер С. М. Данскер, а вольнонаёмным лётчиком-испытателем был Б. Л. Бухольц.
Проект и разработка
Polikarpov I-5 3-view.svg Истребитель-полутораплан И-5 легкий маневренный проектировался в 1929—1930 годах совместно российскими советскими авиаконструкторами Николаем Николаевичем Поликарповым и Дмитрием Павловичем Григоровичем в ЦКБ-39 ОГПУ имени В. Р. Менжинского ВТ-11 по заданию руководства Военно-воздушными силами РККА и под контролем Коллегии ОГПУ.
Серийное производство
Поскольку завод № 21, где планировалось серийное производство истребителя И-5, только строился, массовое производство было начато только в конце 1932 года.
Вариант экспериментального самолёта с двигателем М-15 не нашёл применения.
На серийные машины устанавливался авиадвигатель советского производства М-22 мощностью 480 л.с.
Основная серия истребителей вооружалась двумя синхронными пулеметами советского производства «пулемет первый» ПВ-1 с боезапасом 1200 патронов.
При установке подкрыльевых бомбодержателей истребитель И-5 мог нести до 40 кг авиабомб.
На десяти серийных самолётах И-5 было установлено 4 пулемета ПВ-1 с боезапасом 4000 патронов.
Конструкция
Одноместный полутораплан с нижним крылом короче верхнего.
Имел не убирающиеся в полёте шасси и хвостовую опору — С-образный костыль.
Конструкции планера смешанная: фюзеляж — ферменный, сварной из стальных труб как и рама двигателя. Форма планера создавалась лёгким набором дюралевых рамок и стрингеров, поддерживающих полотняную обтяжку.
Рама с двумя колесами крепится к нижней части фюзеляжа. Колеса велосипедного типа со спицами или тарелки с резиновым ободом.
Конструкция шасси и хвостовой костыль позволяют самолету взлетать и садится на твердый грунт. Зимой возможна замена колес на лыжи и взлет и посадка на неглубокий снежный покров.
Лыжи деревянные, сложносоставные клеенные, свободного качения в продольной плоскости, съемные.
Крылья — двухлонжеронные; стойки коробки крыльев — дюралюминиевые каплевидные трубы. Оперение — дюралюминиевое с полотняной обтяжкой.
Винт деревянный тянущий двухлопастной неизменяемого фиксированного шага.
За счет применения комбинированных легких материалов снижался вес конструкции, а полотняная обшивка придавала хорошие аэродинамические качества планеру в полёте.
В условиях дефицита алюминия в СССР конструкция самолёта была простой и недорогой в производстве и ремонтнопригодной в полевых условиях. Однако эти же качества ухудшали живучесть самолёта в бою и вели к высоким потерям боевых машин в воздухе.?