Air Astana (Эр Астана) (код IATA KC) — группа авиакомпаний, базирующаяся в г. Алматы, Казахстан. Это крупнейшая авиакомпания страны, выполняющая внутренние и международные регулярные рейсы по 64 маршрутам из международного аэропорта Алматы и Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев. Компания является совместным предприятием Фонда национального благосостояния «Самрук-азына» (51 %) и британской компании BAE Systems PLC (49 %), образованным в октябре 2001 года. 15 мая 2002 года выполнила свой первый рейс направлением Алматы — Астана. Это одна из немногих авиакомпаний мира, которые преодолели последствия глобальной пандемии Covid 19 без государственных субсидий и финансовой поддержки акционеров, тем самым сохранив свой основной корпоративный принцип финансовой, управленческой и операционной независимости.
В январе 2012 года «Air Astana» была отмечена Centre for Asia Pacific Aviation как авиакомпания, «показавшая лучшие результаты в первом десятилетии по сравнению с другими перевозчиками» (CAPA, Анализ авиакомпаний, 9 января 2012 года.). Тем не менее, её происхождение является одной из самых интригующих историй в авиационной отрасли за последнее время. Компания была первоначально создана как перевозчик, обслуживающий внутренние маршруты. В конце 2000 года по предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева ВАЕ Systems согласилась принять участие в создании авиакомпании для того, чтобы продвинуть переговоры по модернизации ПВО с правительством страны. Сэр Ричард Эванс, в то время председатель ВАЕ, сыграл ключевую роль в сделке. Тем не менее, контракт по ПВО так и не был подписан, а последующие изменения в высшем руководстве и стратегические взгляды ВАЕ привели к закрытию их офисов в Казахстане. Также, несмотря на поддержку Назарбаева, компания, изначально рассматриваемая в качестве иностранного юридического лица, сразу же столкнулась с сопротивлением со стороны казахстанских СМИ и политиков.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 апреля 2016 года.
Несмотря на мрачные предзнаменования, авиакомпания начала свою операционную деятельность. Во главе первого президента Лойда Пакстона, экс-главы British Airways, компания приобрела в лизинг 3 первые Boeing 737 у Международной лизинговой финансовой корпорации (ILFC). Затем она также получила в лизинг 4 Fokker 50 от Aircraft Finance Trading BV (AFT) и 3 Boeing 757 от Pegasus Leasing Corp. После первого полного года работы в 2003 году компания объявила о чистой прибыли. После банкротства бывшего национального перевозчика Air Kazakhstan в феврале 2004 года, авиаперевозчик быстро начал расширять свою географию по ключевым международным направлениям: Дубай, Стамбул, Москва, Пекин, а в дальнейшем Франкфурт и Лондон.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 апреля 2016 года.
Побочные эффекты быстрого развития и разногласия в развитии флота и гавани привели к напряженности в отношениях между акционерами и смене руководства в августе 2005 года. 1 октября 2005 года Питер Фостер, в прошлом глава Cathay Pacific Airways, возглавлявший реабилитационную команду в компании Philippine Airlines, до работы генеральным директором в Royal Brunei Airlines, был назначен президентом авиакомпании. Созданные долговременные планы развития и структура менеджмента остались практически неизмененными до сих пор. Со времени создания перевозчик демонстрировал неизменную прибыльность и вошла в список 20 прибыльных (чистая прибыль) компаний в 2010, 2011 и 2012 гг. по версии Airline Business и Air Finance Journal, который присвоил авиакомпании 20-ое место в мировом рейтинге финансового состояния авиакомпаний 2015 года, с рейтингом BBB-.
Подводя итоги работы BAE Systems за 2013 г., Financial Times утверждает, что: «казахстанская „Air Astana“ с 49 % долей участия BAE, стала одной из наиболее высокодоходных инвестиций компании».
До 8 декабря 2016 года «Air Astana» была единственной казахстанской авиакомпанией, обладающей лицензией для полетов в Европейский Союз.
«Air Astana» была «Официальным авиаперевозчиком ЭКСПО-2017», а также официальным перевозчиком и генеральным партнером Зимней Универсиады-2017, которая проходила с 29 января по 8 февраля 2017 года в Алматы.
Флот авиакомпании «Air Astana» состоит из 36 (по состоянию на январь 2022 года) воздушных судов. В результате реструктуризации парка и замены самолетов Boeing 757 и Embraer 190 на Airbus A321Neo Long Range и Embraer E2 в 2020-2021 гг. средний возраст парка воздушных судов компании снизился до 3,6 лет по состоянию на 2022 год, что является одним из самых минимальных показателей в мире. К 2025 году компания планирует увеличить парк до 54 самолетов.
В период с 2006 по 2008 гг. «Air Astana» постепенно заменила Boeing 737 на приобретенные у ILFC в лизинг Airbus A320 и также 2 первых широкофюзеляжных Boeing 767-300ER в начале 2007 года. В 2008 г. компания приобрела в лизинг 2 Boeing 757 у той же ILFC и MacQuarie Aviation Inc. В середине того же года авиакомпания сделала свой первый заказ на покупку 6 самолётов семейства Airbus А320, поставляемых к концу 2012 года. В 2011 году компания представила 3 региональных самолета Embraer 190, 2 из которых приобретены в лизинг у Jetscape Inc и одного у Aircraft Lease Corporation (ALC). В 2012 году поступили 3 самолета Embraer 190, один из которых приобретен в собственность компании. Ещё два авиалайнера Embraer 190 прибыли во флот перевозчика в 2012 и 2013 гг. В начале 2012 г. начался процесс поэтапного вывода турбовинтовых самолетов Fokker 50 из своего авиапарка. В данный момент авиакомпания полностью заменила ближнемагистральные самолёты Fokker 50 реактивными воздушными судами нового поколения Embraer 190. В феврале 2012 года компания заключила самый крупный в истории авиации страны договор с компанией Boeing на поставку четырёх Boeing 767-300ER в конце 2013 года. и трёх Boeing 787-8 в 2019 году.
В 2013 году «Air Astana» получила свой седьмой Embraer 190 и два Airbus А320 с шарклетами. Два новых Boeing 767 поступили во флот в 2013 году. и третий — в июне 2014 года.
В 2014—2015 г.г. часть воздушного парка самолётов Boeing 757 прошли программу модернизации интерьера, во время которой на борту были заменены все кресла и была установлена индивидуальная система развлечений.
На сегодняшний день флот авиакомпании «Air Astana» самый молодой в Европе и состоит из 30 (по состоянию на июль 2015 года.) самолетов западного производства. В результате реструктуризации парка и замены всех Airbus A320 и Boeing 767, средний возраст флота «Air Astana» снизился до 6 лет по состоянию на 2015 год. Компания планирует расширить свой флот до 34 самолетов к 2017 году. и до 43 в 2020 году. Кроме того, перевозчик планирует начать полеты в США с приходом Boeing 787 Dreamliner.
В конце 2016 года флот компании пополнился первым в СНГ Airbus A320neo (двигатели Pratt & Whitney PW1000G).
В январе 2018 года компания приняла первый в СНГ Airbus A321neo (двигатели Pratt & Whitney PW1000G-JM).
Летом 2018 года флот получил ещё два борта Airbus A321neo.
В декабре 2018 года флот авиакомпании пополнился первым в постсоветских странах Embraer 190-E2.
С февраля по июль 2019 года самолётный парк Эйр Астаны пополнился ещё тремя Embraer 190-E2.
В июле 2019 год флот получил второй и третий Airbus A320neo.
21 сентября 2019 года флот авиакомпании пополнился первым в Казахстане Airbus A321LR, который в среднесрочной перспективе должен заменить возрастные лайнеры Boeing 757-200, которых, по состоянию на октябрь 2019 года, в парке Эйр Астаны насчитывалось 4 единицы.
28 сентября 2019 года компания получила ещё один Airbus A321neo.
В ноябре 2019 года флот авиакомпании пополнился пятым Embraer 190-E2.
В 2020 году авиакомпания получила ещё 6 самолётов, ими были 3 Airbus A321LR полученные в феврале, августе и ноябре. А также 3 Airbus A320neo, 1 борт был получен в марте и 2 борта были получены в декабре.
В 2020 году авиакомпания завершила эксплуатацию самолётов Boeing 757-200 и Embraer 190.
В марте 2021 года авиакомпания Air Astana передала своей дочерней авиакомпании FlyArystan один из своих самолётов Airbus A320neo, этот самолёт стал первым самолётом нового поколения в парке воздушных судов FlyArystan.
В апреле 2021 года авиакомпания Air Astana получила ещё один Airbus A321LR.
В мае 2021 года авиакомпания Air Astana передала своей дочерней авиакомпании FlyArystan свой последний самолётов Airbus A320-200, этот самолёт стал десятым самолётом в парке воздушных судов FlyArystan.
В августе 2021 года авиакомпания Air Astana получила ещё один Airbus A321LR. Он стал уже шестым самолётом этой модификации в парке воздушных судов авиакомпании.
В декабре 2021 года авиакомпания Air Astana получила ещё один Airbus A321LR. Он стал седьмым и финальным самолётом этой модификации принятым во флот авиакомпаний.
64 направлений «Эйр Астаны» включают большинство крупных городов Казахстана и увеличивающееся число соседних центральноазиатских и российских городов. Последнее является результатом реализации так называемой «стратегии суррогатного внутреннего рынка» для улучшения репутации компании и при соблюдении высоких стандартов безопасности в регионе с развивающемся авиарынком. С 2009 года перевозчик открыл рейсы по новым направлениям: Баку, Ташкент, Урумчи, Тбилиси, Душанбе, Бишкек, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Санкт-Петербург и с середины 2012 г. — Казань и Омск. Маршруты Алматы — Киев и Нур-Султан — Киев были открыты весной 2013 года. Но в июле 2014 года, в связи с падением рейса 17 Malaysia Airlines, авиакомпания отменила рейсы Нур-Султан — Киев и уменьшила частоту рейсов на рейсах Алматы — Киев.
Долгосрочный рост компании направлен на юг и восток Азии с полетами в Дели, Сеул (осуществляющийся совместно с Asiana Airlines по код-шер соглашению), Пекин, Бангкок, Куала-Лумпур, Гонконг (28 августа 2012 г.) и Хошимин (январь 2013 г.). «Air Astana» также осуществляет полеты из Нур-Султана во Франкфурт ежедневно, и в Хитроу 4 раза в неделю. С 29 марта 2015 года запущены рейсы по маршруту Нур-Султан — Париж трижды в неделю. С 1 июня 2015 года авиакомпания представляет сезонные рейсы по маршруту Нур-Султан — Тбилиси. С 30 июня 2016 года авиакомпания запустила рейс по маршруту Алматы — Тегеран. С 5 декабря 2020 года авиакомпания начала осуществлять рейсы на Мальдивские острова по маршруту Алматы — Мале с частотой полётов два раза в неделю.
6 февраля 2021 авиакомпания Air Astana открыла прямой рейс в Шри-Ланку. Перелеты будут осуществляться один раз в неделю из Алматы в аэропорт Маттала Раджапакса Хамбантота на самолете Airbus A321Neo.
31 октября 2021 года Air Astana открыла прямые рейсы на остров Пхукет, с частотой 2 рейса в неделю , на самолетах Airbus A321 Neo LR и Boeing 767-300ER.
Рейтинг 4-х звездочной авиакомпании за качество обслуживания по оценкам компании Skytrax. «Air Astana»;
«Авиакомпании мира» в 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 гг. в номинации «Лучшая авиакомпания в Центральной Азии и Индии»;
Премия «Авиакомпании мира» в 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. в номинации «Лучшее обслуживание в Центральной Азии и Индии»;
«Лидер авиационного рынка 2015» по версии издания Air Transport World;
«Региональный Азиатский перевозчик», Travellers' Choice Awards 2018
5 звезд в номинации «Крупные региональные авиакомпании» по версии Американской ассоциации APEX (Airline Passenger Experience Association)