?Су-34 — российский ударный истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик, оборудован передним горизонтальным оперением (ПГО), два пилота размещаются рядом. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток.
История
19 июня 1986 года началась разработка Т-10В. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный лётчик-испытатель СССР Иванов А. А. Т-10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН (из-за первоначального обозначения машины в народе самолёт также называют "финном", "финкой" или "финляндкой"), ставший через несколько лет Су-34. Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. 28 декабря 1994 года, с аэродрома Новосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).
В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществляется через нишу передней опоры шасси.
Первый предсерийный образец самолёта построен в конце 1993 года, первый полёт на нём выполнили 18 декабря 1993 года И. В. Вотинцев и Е. Г. Ревунов. Весной 1995 года новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН (Su-32FN).
Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34). Заключительный этап ГСИ завершён 19 сентября 2011 года.
20 марта 2014 года принят на вооружение ВВС РФ.
Производство
По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34, включая прототипы (б/н 42—48) и серийные (б/н 01—09 и б/н 01—05, 10). Самолёты с б/н 46, 47, 01, 03 проходят испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); б/н 02, 04—09 в 968?м ИИСАП (г. Липецк); б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС (г. Жуковский); прототипы с б/н 42, 43, 44, 45 к программе летных испытаний больше не привлекаются. Бортовые номера с 01 по 05 производства 2006—2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3 борта); б/н 06, 07, 08, 09 производства 2010 года, а также б/н 01, 02, 03, 04, 05, 10 производства 2011 года — на 7000-й АБ Балтимор (г. Воронеж).
12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.
2008 года подписан 5 летний контракт № 319/3/1-ЕОЗ от 10 ноября 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году. 1 марта 2012 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор компании «Сухой» Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.
В общей сложности ВВС намерены приобрести 124 самолёта этого типа.
Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.
Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.
Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Модернизация 2010 года
8 июня 2010 года стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолёта проводились в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске. В сентябре 2011 года в прессе появилась информация о завершении этих испытаний. Постановление правительства России о принятии новых бомбардировщиков на вооружение вышло в 2014. На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:
Новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35?.
Су-34М
Ведутся конструкторские работы по модернизации бортовой электроники и ПО, другие узлы и агрегаты Су-34 существенных изменений не претерпят. Первые результаты ожидаются в 2016-2017 годах.
Впоследствии завод планирует получить заказ на модернизацию до этого уровня ранее выпущенных самолёто.
Боевое применение
Су-34 бортовой номер 23 Красный. Аэродром Балтимор. Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех.
По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами — в ходе боевого применения уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Оценка
Су-34 — основной ударный самолёт ВВС РФ, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения класса воздух-поверхность. По информации газеты «Известия» в войне с Грузией 2008 года даже модернизированные Су-24 могли применять только обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты на расстоянии 2-3 км.
По итогам 6 лет эксплуатации Су-34 на первых 16 серийных самолётах выявились технические проблемы. Самолёты первых серийных поставок, а также предсерийные экземпляры имеют значительные технические отличия друг от друга, что объясняется развитием самого самолёта в течение периода эксплуатации. Были замечены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационной системой, что, как заявляют эксперты, является характерными проблемами для всех новых самолётов (т. н. «болезни роста»). На самолётах, поставленных в 2011—2012 годах, большинство данных дефектов были устранены, также, все ранее поставленные самолёты, эксплуатирующиеся на авиабазе «Балтимор», приводятся в полную техническую готовность по мере выявления неисправностей.
Су-34 начал интенсивно использоваться в строевых частях с 2012 года, и уже на следующий год половина парка имела налет 200—250 часов.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 23,3 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,09 м
Площадь крыла: 62 м?
Угол стреловидности: 42°
Коэффициент удлинения крыла: 3,5
База шасси: 6,63
Колея шасси: 4,4 м
Масса:
пустого: 22500 кг
нормальная взлётная: 38240 кг
максимальная взлетная: 45000 кг
Двигатель: 2 ? ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
Тяга:
максимальная бесфорсажная: 2 ? 8250 кгс
на форсаже: 2 ? 13500 кгс
Степень двухконтурности: 0,571
Масса двигателя: 2 ? 1520 кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9G
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли:1400 км/ч
на большой высоте: 1900 км/ч (1,8М)
Перегоночная дальность: 4500 км с тремя ПТБ
корость отрыва: н/д
Посадочная скорость: н/д
Боевой радиус: 1100 км
Практический потолок: 17000 м
Тяговооружённость:
при нормальной взлетной массе: 0,71
при максимальной взлетной массе: 0,6