?Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработан на АНТК им. О. К. Антонова.
В 2012 году производитель считал, что «рыночная потребность в самолетах Ан-148-158 на период до 2026 года оценивается в более чем 500 самолётов». Пик производства пришёлся на 2013 год, когда было выпущено 9 самолётов.
История создания
Разработка пассажирского самолёта, который должен был заменить Ан-74 и Ан-72, была начата в ОКБ им. О. К. Антонова в начале 1990-х годов коллективом под руководством Петра Балабуева. Изначально спроектированный как транспортный самолёт, для перевозки пассажиров Ан-74 приспособлен не был. И даже при переносе двигателей на пилон под крыло (Ан-74ТК-300), что повышало топливную эффективность, самолёт не мог конкурировать с современными региональными самолётами схожей пассажировместимости.
Исходя из этого, было принято решение о создании нового пассажирского самолёта Ан-74-68, который отличался новым крылом, удлинённым фюзеляжем и новыми двигателями Д-36 пятой серии с изменённой конструкцией реверса. Рабочее проектирование самолёта, получившего новое обозначение Ан-148, началось в 2001 году. За основу была взята концепция самолёта Ан-74ТК-300. Ан-148 не является модификацией Ан-74, а представляет собой полностью спроектированный с нуля самолёт. По сравнению с Ан-74, увеличены длина и диаметр фюзеляжа, применены двигатели Д-436-148 с электронной цифровой системой управления, используется крыло другой конструктивно-силовой схемы. При разработке самолёта были использованы узлы и агрегаты производства 214 фирм из 15 стран мира, включая Россию, США, Францию и др.
Лётные испытания Ан-148 начались 17 декабря 2004 года.
26 февраля 2007 года Ан-148 получил сертификаты Авиационного регистра МАК и Государственной Авиационной Администрации Украины[8]. Сертификат типа № СТ264-Ан-148. За последние годы разработчиком получен ряд дополнений к сертификату типа, расширяющих возможности использования воздушного судна и вводящие новые его модификации:
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д01 от 24.07.2009 г. (Обеспечение полетов в системе P-RNAV);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д02 от 18.08.2009 г. (Установка нового бортового оборудования ALT-4000, RDR-4B, CAS-100 и EGPWS MARK V);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-АН-148/Д03 от 30.12.2009 г. (Расширение условий эксплуатации в части допуска к эксплуатации на грунтовых аэродромах);
дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д04 от 01.04.2010 г. (Обеспечение минимума посадки по IIIА категории ИКАО);
дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д05 от 22.02.2011 г. (Самолет Ан-158);
дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д06 от 22.02.2011 г. (Самолет Ан-148-100 и его модификации в англоязычном исполнении);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д07 от 27.06.2011 г. (Увеличение высоты аэродрома базирования);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д09 от 28.12.2012 г. (Самолет Ан-148-100ЕА);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д10 от 28.03.2013 г. (Самолет Ан-148-100ЕМ);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д11 от 09.04.2013 г. (Увеличение максимального посадочного веса самолета Ан-158 до 38800кг);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д12 от 09.04.2013 г. (Выполнение взлета на режиме работы двигателей меньше взлетного (на режиме МП);
дополнение к Сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д13 от 15.11.2013 г. (Самолет Ан-148-200).?
В 2007 году в Одессе были проведены наземные испытания Ан-148 по взлёту и посадке на грунтовую ВПП, подтвердившие возможность эксплуатации самолёта на неподготовленных грунтовых аэродромах.
В 2015 году президент Украины Петр Порошенко заявил, что выбирает Ан-148 в качестве своего президентского самолета. Первый полет на Ан-148 Порошенко совершил 24 января 2015 года во время своего визита в Саудовскую Аравию.
Конструкция
Дверь-трап Двухмоторный турбореактивный самолёт, построенный по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности и однокилевым Т-образным оперением. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся трёхопорное, с носовой стойкой.
Система управления — электродистанционная с механическим резервом разработки МИЭА, в отличие от смешанной бустерно-ручной системы управления Ан-74. Система состоит из двух подсистем ЭДСУ-А и ЭДСУ-Б, каждая из которых имеет два канала.
Рулевые поверхности самолёта:
пара элеронов на концевых частях крыла, левый и правый, отклоняемые рулевыми агрегатами РА;
две пары (№ 1 и № 2) тормозных интерцепторов у центроплана, отклоняемые гидроцилиндрами ГЦ только на полный угол;
три пары (№ 3, № 4 и № 5) элерон-интерцепторов, расположенные между тормозными интерцепторами и элеронами и отклоняемые автономными рулевыми машинами АРМ;
цельный руль направления (в отличие от двухзвенного у Ан-74), отклоняемый двумя рулевыми приводами РП и одним автономным рулевым приводом АРП резервного механического контура управления РМКУ;
две секции руля высоты, левая и правая, каждая отклоняется двумя РА и одним АРП РМКУ.
Резервное управление рулями идёт через тросовую проводку и АРП, то есть отличается от бустерного управления Ан-74 лишь тем, что усилия на руле направления не триммируются, а усилия на руле высоты триммируются в проводке управления (без перемещения штурвальных колонок).
На самолёт устанавливается современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, соответствующее действующим международным нормам ICAO; полётная информация выводится на пять многофункциональных ЖК-индикаторов. Комплекс радиоэлектронного оборудования предусматривает возможность посадки машины в сложных метеорологических и ночных условиях по категории IIIA ICAO.?
Двигатель
Самолёт Ан-148 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-436-148 разработки ЗМКБ «Прогресс», производства ОАО «Мотор Сич» совместно с ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“». АНТК имени О. К. Антонова дополнительно прорабатывает варианты установки на самолёт двигателей CF34-10, BR710 и SaM146. В качестве вспомогательной силовой установки используется АИ-450-МС.
Компоновка
На Ан-148 может быть реализовано несколько вариантов компоновки салона:
Двухклассная на 68 мест. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 889 мм или 35 дюймов) и 60 в экономическом (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета. Старая компоновка АК "Россия".
Двухклассная на 73 места. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 863,6 мм или 34 дюйма) и 65 в экономическом (шаг кресел 787,4 мм или 31 дюйм). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК "Air Koryo".
Одноклассная на 75 мест (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК "Ангара".
Одноклассная на 80 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета.
Одноклассная на 83 места (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета. Вместо переднего гардероба установлено 3 кресла экономического класса. Новая компоновка АК "Россия".
Одноклассная на 85 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 1 туалет.
Одноклассная на 89 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов) – только Ан-148-200. 2 кухни и 1 туалет. Последний ряд экономического класса имеет компоновку 2+2 (вместо хвостового багажного отсека).
Расположение кресел в одноклассной компоновке — 2+3, в двухклассной – 2+2 в бизнес-классе и 2+3 в экономическом.
Высота пассажирского салона в центральном проходе равна 2 метрам. Над креслами расположены багажные полки для ручной клади. Под пассажирским салоном находятся 2 отсека для багажа. Также имеется багажный отсек в хвостовой части (кроме модификации Ан-148-200).
Предусмотрено переоборудование пассажирского салона самолёта в вариант «летающий госпиталь», оснащённый медицинским оборудованием и рассчитанный на перевозку до 6 лежачих больных на расстояние до 7000 км?.
Заказы и производство
Производство Ан-148 развёрнуто на мощностях киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России. В Воронеже строительство серийных Ан-148 ведётся по украинской лицензии. Первый самолёт типа Ан-148 российской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, прошёл контрольное взвешивание, которое подтвердило, что масса пустого самолёта составляет порядка 21 тонны и находится в пределах требований технических условий.
Первый полёт продолжительностью 41 минуту состоялся 19 июля 2009 года. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику.
После отказа Аэрофлота от покупки дополнительных девяти региональных пассажирских самолетов Ан-148 для дочерней авиакомпании «Россия» среди его заказчиков осталась только одна коммерческая авиакомпания «Ангара», а также подразделения МЧС и управления делами президента?.