?Ан-140 — украинский турбовинтовой региональный грузопассажирский самолёт, разработанный АНТК «Антонов».?
Предназначен для пассажирских и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3700 км. Ан-140 разрабатывался как замена устаревшим самолётам Ан-24 и Ан-26.
Самолёт серийно производят Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) на Украине и Самарский авиационный завод «Авиакор» в России, а также авиазавод в Иране под маркой Iran-141. По состоянию на 29 ноября 2014 года выпущено 33 самолёта.
Общие сведения?
По своей конструкции самолёт Ан-140 является двухмоторным высокопланом. Самолёт имеет трёхстоечное шасси повышенной проходимости с пневматиками низкого давления. Конструкция Ан-140 включает вспомогательную силовую установку, расположенную в хвостовой части фюзеляжа и обеспечивающую автономную эксплуатацию самолёта на необорудованных аэродромах.
К основным особенностям самолёта Ан-140 можно отнести:
- использование в условиях высокогорья, жаркого и холодного климата, на небольших аэродромах, включая малооборудованные с короткими ВПП (в том числе неподготовленные) с невысокой прочностью покрытия (включая грунтовые);
- обеспечение высокого уровня комфорта за счёт низкого уровня шума и вибрации в салоне, современного интерьера, оптимального шага и размещения кресел, прекрасной вентиляции и освещения, соответствующих современным международным стандартам и требованиям;
- наивысшую в своём классе вместимость багажно-грузовых помещений, в том числе для ручной клади;
- высокую гибкость компоновки интерьера применительно к требованиям заказчиков;
- высокую топливную эффективность;
- высокую эксплуатационную технологичность, ресурс и надёжность;
- стратегию эксплуатации «по состоянию»;
- низкий уровень затрат на техническое обслуживание и эксплуатацию.
Аэродинамическая схема и управление
Ан-140 — двухмоторный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением. Крыло прямое с поперечным V = 0, оперение малой стреловидности с положительным поперечным V стабилизатора. Управление без гидроусилителей с помощью двух элеронов, руля направления (РН) и двух половин руля высоты (РВ).
Проводка от кабины до рулевых поверхностей комбинированная — тросовая в фюзеляже и жёсткая под кабиной, в хвосте и в крыле. В случае заклинивания управления возможно электрически управляемое рассоединение бортов — от левого штурвала будут управляться левый элерон и левая половина РВ, от правого — правые элерон и половина РВ. Рассоединение производится раздельными механизмами и тумблерами. Соединение рассоединённой проводки возможно только на земле ручным взведением механизма и нажатием кнопки соединения бортов, находящейся у механизма, то есть в недоступности из салона.
На правом элероне установлен триммер, на РН — триммер-сервокомпенсатор, на каждой половине РВ — по одному триммеру и триммеру-сервокомпенсатору. Триммеры элерона и РН управляются переключателями на среднем пульте (пьедестале), причём в цепи управления включены реле времени, не позволяющие за одно нажатие переключателя работать приводу триммера более одной секунды, что защищает триммеры от ухода в крайнее положение при поломке переключателя или появлении постороннего питания цепи.
Триммеры РВ управляются синхронно переключателями на штурвалах, расположение которых стандартное для переключателей триммирования по продольному каналу управления — под большой палец левой руки КВС и большой палец правой руки второго пилота, что оставляет другую руку, не занятую работой со штурвалом и триммером РВ, свободной для работы с рычагами управления двигателями, стоящими между пилотами. Схема управления не допускает одновременного триммирования с обоих переключателей. При отказе основной системы триммирования возможно управление триммерами-сервокомпенсаторами при помощи переключателей на среднем пульте — каждым раздельно.
Закрылки — двухщелевые, предкрылки не установлены. В систему основного управления закрылками входят:
рукоятка управления закрылками (РУЗ), установленная на среднем пульте;
блок управления и контроля закрылков БУКЗ-400, установленный в правом зализе под крылом;
гидромотор ГМ41Б комбинированного привода механизации КПМ-02, установленный на центроплане справа и питающийся от самолётной гидросистемы;
три электрогидравлических крана ГА135 — включения управления закрылками, выпуска и уборки;
механизмы концевых выключателей и блоки резисторов.??
РУЗ имеет фиксированные углы — 0°, 10°, 15° (взлётные углы), 25° и 40° (посадочные углы). При отказе основного управления возможно резервное управление в обход РУЗ, БУКЗ и ГМ41 посредством стоящих на среднем пульте переключателей (выключателя резервного управления и нажимного переключателя «Уборка — 0 — Выпуск») и коллекторного электродвигателя на 27 В, стоящего на КПМ-02. Единственной блокировкой в этом случае являются концевые выключатели, отключающие электродвигатель в крайних положениях привода. Скорость полного выпуска или уборки закрылков при резервном управлении — до 140 с, потребляемый ток — 3-4 А на земле, до 10 А в воздухе, система сохраняет работоспособность при напряжении питания до 18 В.
На случай обрыва трансмиссии закрылков имеется двухканальная цепь обнаружения рассинхронизации, в которую входят блоки резисторов, установленные по два на обоих концах трансмиссии, и БУКЗ-400. Принцип действия — использование переменных резисторов как делителей напряжения и сравнение напряжения резисторов, стоящих на разных концах трансмиссии. При разности напряжений в одной паре резисторов загорается табло «Асимметрия подканала» на пульте предполётной подготовки (за спиной второго пилота), при разности напряжений в обоих подканалах загорается табло «Рассинх закрылков» и срабатывают установленные на концах трансмиссии противоуборочные тормоза (ПУТ). Растормаживание ПУТ возможно только после устранения рассинхронизации на земле нажатием кнопки растормаживания, установленной возле БУКЗ, то есть в недоступности из салона.?
Технические характеристики
Максимальная взлётная масса 21 000 кг (Ан-140), 21 500 кг (Ан-140-100),
Максимальная посадочная масса 21 000 кг
Максимальная коммерческая нагрузка 6 000 кг
Максимальная пассажировместимость 52 человека
Максимальный вес заправленного топлива (r=775 кг/м?)
при открытой заправке 4440 кг
при централизованной заправке 4 330 кг
Крейсерская скорость 460 ? 540 км/ч
Практический потолок 7 200 м
Необходимая длина ВПП (СА, Н=0) 880 м
Удельный расход топлива 24.4 г/пасс.-км(Ан-140-100)
Часовой расход топлива 560 кг/ч
Перегоночная дальность 3 700 км
Практическая дальность
с макс. коммерч. нагрузкой — 1 300 км
с 52 пассажирами — 2 320 км
с макс. запасом топлива — 3 050 км (43 пасс.)
Экипаж 2 человека
Проектный ресурс 50000 летных часов, 50000 посадок, 25 лет