Douglas DC-4 — американский четырехмоторный поршневой авиалайнер. Разработан и серийно производился предприятием Douglas Aircraft Company с 1938 по 1947 гг. в пассажирских и транспортных модификациях. Произведено 79 самолётов DC-4 в гражданском исполнении и 1163 самолётов C-54/R5Ds (варианты для армии и флота).
Разработка самолёта
Обозначение DC-4E (E-экспериментальный) было впервые использовано предприятием Douglas Aircraft Company при разработке нового четырёхмоторного самолета для дальних пассажирских и грузовых перевозок — в дополнение к успешной машине DC-3. На основе этого проекта и был разработан самолёт, получивший обозначение DC-4. Важным конструктивным нововведением в новом проекте стала носовая стойка шасси — до этого транспортные самолёты, в абсолютном большинстве случаев, имели схему шасси с хвостовым колесом. Такое конструкционное решение позволило улучшить характеристики самолета на взлёте и посадке, а также применить фюзеляж постоянного сечения. Первый полёт был выполнен в 1938 г.
Эксплуатация
Прототип DC-4E выполнил первый полет 7 июня 1938 г. Самолёт, будучи в целом удачным, обнаружил, однако, и ряд недостатков: неэкономичность и сложность в эксплуатации и обслуживании. Компании Eastern и United, вложившие средства в проектные работы, были намерены отказаться от заказа машин. Начавшаяся вскоре война изменила ситуацию: практически готовый транспортный самолёт оказался нужным военно-транспортной авиации. С февраля 1942 г. самолёт, получивший обозначение C-54 Skymaster в армейской авиации (и R5D — в варианте для флота), начал выпускаться серийно. C-54/DC-4 в исторической окраске «Flying Dutchman»(KLM), Dutch Dakota Association, Lelystad, Голландия
По окончанию войны компания Douglas продолжила продвижение самолёта на рынок. Однако в первые же послевоенные годы на гражданском рынке оказалось более 500 транспортных самолетов C-54 и R5D, списанных с военной службы: многие из них были незамедлительно переделаны в пассажирский вариант (этим занималась сама компания Douglas). Машины нашли наиболее широкое применение на чартерных авиаперевозках: их эксплуатировали такие компании как Great Lakes Airlines, North American Airlines, Universal Airlines и Transocean Airlines. В 1950-х крупнейшим эксплуатантом машин C-54/DC-4 была компания Transocean Airlines (Окленд, Калифорния).
Всего, за исключением военных вариантов, компания Douglas выпустила 79 новых самолётов DC-4 (DC-4-1009 — пассажирский самолёт с вместимостью до 86 человек, и грузовой вариант DC-4-1037). Выпуск послевоенной серии продолжался с января 1946 по август 1947. Эти самолёты приобретались компаниями National Airlines, Northwest Airlines и Western Airlines. Зарубежными эксплуатантами машины были, в частности, KLM Royal Dutch Air Lines, Scandinavian Airlines System, Sabena Belgian World Airlines, Avianca и South African Airways.?