?Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 90-х годах с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Ту-134, Ту-154Б и Як-42. По ряду причин серийное производство самолета организовано не было.
По состоянию на июнь 2013 года проект заморожен, но формально не закрыт.
Работа над Ту-334 началась ещё в конце 1980-х годов, однако разработка и производство велись медленно из-за финансовых проблем. 
Первоначально планировалось развернуть производство Ту-334 на двух заводах — в России на КАПО имени С. П. Горбунова и на Украине на киевском заводе "Авиант", но впоследствии принято решение производить его только в России. 
Прототип Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года в 12 часов 50 минут по московскому времени под командованием А. Н. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Было изготовлено два лётных образца Ту-334. В 2003 году был представлен базовый вариант Ту-334-100 для серийного производства. На середину 2007 года собрано в общей сложности пять планеров (в том числе два для проведения статических и ресурсных испытаний и два лётных экземпляра). 
30 декабря 2003 года самолёт Ту-334-100 получил Сертификат типа СТ231-Ту-334-100. В 2005 году был проведен ряд испытаний для расширения ожидаемых условий эксплуатации. В результате выполненных работ к Сертификату типа была получена карта данных издания № 2, подтверждающая возможность эксплуатации самолета без ограничений практически во всех регионах мира. В дальнейшем проводились дополнительные испытания самолета. 
15 апреля 2005 года подписано постановление Правительства об организации серийного производства Ту-334 на КАПО имени С. П. Горбунова. Однако это постановление не выполнено, Ту-334 не был включен в Федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года". По данным Счетной палаты Российской Федерации, это произошло не по результатам анализа рынка, изучения спроса и предложения, а в связи с тем, что разработчиками ФЦП Ту-334 признан конкурентным по отношению к проекту RRJ. 
Существует распространенное мнение, что руководство Объединенной авиастроительной корпорации целенаправленно саботирует запуск Ту-334 в серийное производство, опасаясь, что он станет прямым конкурентом основному детищу ОАК — Суперджет-100.
Несмотря на сложности с запуском в серийное производство, проект Ту-334 имеет шансы на дальнейшее развитие. 
По мнению Павла Власова, руководителя ЛИИ им. Громова, Ту-334 на испытаниях показал себя с лучшей стороны. Однако это самолет ушедшей советской эпохи, он вполне мог бы иметь применение в 90е гг., но теперь устарел и не имеет будущего. 
В 2011 году глава совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев заявил, что хочет реанимировать проект самолета Ту-334. Для этого он предложил ОАО "Туполев" выкупить один из двух выпущенных ранее лайнеров Ту-334 и начать его коммерческую эксплуатацию в компании, которая принадлежит "Мотор Сич".
Конструкция
Кабина пилотов Салон Аэродинамическая схема представляет собой двухмоторный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей, со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Крыло образовано сверхкритическими профилями, на концах крыла установлены специально спрофилированные поверхности для снижения индуктивного сопротивления. Аэродинамическое качество самолета 16,7.
В конструкции самолета широко применены современные композиционные материалы и сплавы. 
Система управления электродистанционная с аварийным механическим резервированием. Система управления обеспечивает штурвальное управление самолетом пилотами и автоматическое управление полетом по сигналам ВСУПТ. 
Кабина экипажа максимально унифицирована с кабинами самолетов Ту-204/214, она спроектирована по принципу "тёмной кабины" на основе современных эргономических норм. 
Фюзеляж Ту-334 имеет такое же поперечное сечение как и Ту-204, с которым Ту-334 унифицирован на 60 %, но имеет меньшую длину. 
Шасси трехопорное с носовой стойкой. Задействована электродистанционная тормозная система с автоматическим переключением её на форсированный режим остановки самолета при прерванном взлете. 
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающий ручной или автоматический ввод начальных данных полета, автоматизированный выбор плана полета, автоматическое самолетовождение по запрограммированному маршруту и в районе аэродрома, директорное управление боковым и продольным движением самолета, автоматический и директорный заход на посадку и автоматическую посадку, предупреждение о приближении и достижении контролируемыми параметрами полета границ эксплуатационных допусков. 
Багажное отделение состоит из двух грузовых отсеков — передний на 10 м? и задний на 6,2 м?. В перспективе планировалось оснастить самолёт выпускаемыми дверьми-трапами. 
Силовая установка — два ТРДД Д-436Т1, выполненных по трехвальной схеме. Вспомогательная силовая установка — ТА-12-60.