EL AL (Эль Аль) (код IATA LY) — крупнейшая авиакомпания Израиля, национальный авиаперевозчик. Штаб-квартира расположена в Тель-Авиве. Занимается пассажироперевозками в страны Азии, Африки, Северной Америки, Европы и Ближнего Востока из аэропорта Бен-Гурион. Специальный отдел компании, El Al Cargo, занимается грузоперевозками. Эль Аль предлагает только кошерное питание в полёте, и не выполняет рейсы по субботам, в Еврейский Шаббат, а также в религиозные праздники.
В сентябре 1948 года израильские инженеры и техники переоборудовали военный самолёт ВВС Израиля в гражданский. Самолёт поднялся с военной базы Тель-Ноф и имел на борту два экипажа общим количеством 16 человек. Самолёт прибыл в Женеву, где принял на борт президента Израиля Хаима Вейцмана с супругой Верой. В тот же день вечером самолёт прибыл обратно в Тель-Ноф. В воздушном пространстве Израиля самолёт в его первом гражданском полёте сопровождали четыре истребителя. Этот полёт считается первым полётом гражданской авиакомпании Израиля Эль Аль.
Официально авиакомпания Эль Аль была основана 15 ноября 1948 года и в августе 1949 года начала регулярные пассажирские перевозки из Тель-Авива в Париж и Рим на двух самолётах DC-4, купленных у American Airlines, а чуть позже к пунктам назначения добавился Лондон и Йоханнесбург.
Грузовое подразделение El Al Cargo было открыто в 1950 году, рейсы выполнялись на военных самолётах Curtiss C-46 Commando. Эти же самолёты использовались и для перевозки пассажиров на некоторых маршрутах. В том же году авиакомпания начала чартерные рейсы в США, позднее были открыты и регулярные рейсы.
В 1950-1951 годах Эль Аль начала выполнять рейсы в Вену, Стамбул, Афины и Никосию.
Самолёты Эль Аль неоднократно использовались в эвакуации репатриантов в Израиль из различных стран, в начале 1950-х годов более 160 000 человек было вывезено из Индии, Ирана, Ирака и Йемена в рамках операций «Орлиные крылья», «Эзра и Нахемия». В 1960 году нацистский военный преступник Адольф Эйхман был схвачен и доставлен из Аргентины в Израиль на борту самолёта Эль Аль.
В 1955 году Эль Аль приобрела два самолёта Bristol Britannia и стала второй авиакомпанией в мире, которая использовала этот тип самолёта.
В 1958 году авиакомпания пошла на смелый шаг, в США была запущена газетная реклама с изображением уменьшившегося Атлантического океана и надписью: "начиная с 23 декабря Атлантический океан будет на 20% меньше" для продвижения своих прямых трансатлантических рейсов. До этого момента, в авиационной индустрии никто не использовал изображения океана для рекламы из-за широко распространённого страха авиакатастроф. Реклама, показанная только один раз, оказалась эффективной. В течение года продажи авиабилетов Эль Аль утроились.
В начале 1960-х годов авиакомпания начала использовать новые типы самолётов, реактивные Boeing 707 и Boeing 720.
В 1960 году авиакомпания впервые вышла на безубыточный уровень, более 50% авиапассажиров, прибывших в Израиль, воспользовались рейсами Эль Аль. 15 июня 1961 года, самолёт Boeing 707, принадлежавший Эль Аль, установил мировой рекорд по дальности беспосадочного полёта, покрыв расстояние в 9270 километров за 9 часов и 33 минуты. К этому времени авиакомпания перевозила 56 000 пассажиров в год. В 1968 году были открыты регулярные рейсы в Бухарест, а также грузовые рейсы в Европу и США.
23 июля 1968 года был совершен первый террористический акт с самолётом Эль Аль. Boeing 707 с 10 членами экипажа и 38 пассажирами был захвачен тремя членами Народного Фронта Освобождения Палестины (НФОП). Рейс 426, следовавший из Рима в Тель-Авив, был перенаправлен в Алжир. Переговоры с угонщиками продолжались 40 дней. В конечном итоге угонщики сдались и пассажиры, включая 21 израильского заложника, были освобождены. 26 декабря того же года два члена НФОП напали на самолёт El Al в афинском международном аэропорту, убив израильского механика. Армия обороны Израиля отреагировала на этот инцидент 29 декабря, в результате ночного авианалета на ливанский аэропорт Бейрута было уничтожено 14 самолётов, принадлежавших Middle East Airlines, TMA Cargo и Ливанским международным авиалиниям.
18 февраля 1969 года совершено нападение на самолёт Эль Аль в аэропорту Цюриха, в результате которого один из пилотов был убит, а второй ранен. Один из нападавших был застрелен, другие осуждены. В период с сентября по декабрь того же года были взорваны бомбы в офисах авиакомпании в Афинах, Западном Берлине и Брюсселе. 6 сентября 1970 года предпринята неудачная попытка захвата самолёта Boeing 707 активными членами НФОП Лейлой Халед и Патрисио Аргуэльо.
В 1971 году авиакомпания приобрела свой первый Boeing 747. Второй был куплен в 1973 году.
В середине 1970-х годов планировалось начало рейсов, которые вылетали бы в Еврейский Шаббат, из аэропортов за пределами Израиля, и приземлялись бы в Израиле после его завершения. Но правительственные религиозные партии высказались резко против этого, поскольку это было бы нарушением еврейского закона и противоречило соглашению воздержаться от полётов в субботу, которое премьер-министр Давид Бен-Гурион заключил с религиозными деятелями в начале существования авиакомпании. В 1982 году вновь переизбранный премьер-министр Менахем Бегин вынес на рассмотрение Кнессета решение вновь запретить полёты в субботу (оно было принято 58 голосами против 54). Возмущённая светская общественность пригрозила бойкотировать авиакомпанию. В августе 1982 года работники El Al заблокировали въезд ортодоксальных и хасидских евреев в аэропорт.
В середине 1970-х годов авиакомпания, впервые за 20 лет, стала убыточной. В основном, это произошло из-за глобальной мировой рецессии.
В 1977 году Эль Аль учредила дочернюю чартерную компанию El Al Charter Services Ltd., которая позже была переименована в Sun D'or International Airlines Ltd.
В апреле 1980 года, после заключения израильско-египетского мирного договора, были открыты рейсы в Каир.
В конце 1982 года, после многочисленных трудовых споров и забастовок, деятельность Эль Аль была приостановлена. К концу финансового года, авиакомпания потеряла 123,3 миллиона долларов.
Деятельность была возобновлена в январе 1983 года под конкурсным управлением. Правительство приобрело два новых самолёта Boeing 737 и объявило о планах приобрести четыре самолёта Boeing 767 стоимостью 200 миллионов долларов. Через четыре года Эль Аль снова стала прибыльной. Был побит ещё один рекорд, в мае 1988 года был открыт прямой рейс в Лос-Анджелес из Тель-Авива, расстояние в 7000 морских миль (13000 км) преодолевалось за 13 часов и 41 минуту.
В 1989 году начались полёты в Польшу и Югославию.
К этому времени авиакомпания эксплуатировала флот из 20 самолётов, включая девять Boeing 747, и начала замену парка своих Boeing 707 на узкофюзеляжные дальнемагистральные Boeing 757. После распада Советского Союза, Эль Аль открыла регулярные рейсы в Москву. Также осуществлялись и чартерные рейсы (с августа 1991 года). В сотрудничестве с Аэрофлотом, Эль Аль перевезла в Израиль более 400 000 еврейских репатриантов в течение трёх лет.
24 мая 1991 года грузовой самолёт Boeing 747 перевез рекордное число эфиопских евреев из Аддис-Абебы в Израиль в рамках операции «Соломон». Во время полёта родилось трое детей. Самолёт перевозил в два раза больше пассажиров, чем было рассчитано. Менее чем за 36 часов 14500 эфиопских евреев были доставлены в Израиль. 27 апреля 1994 года Эль Аль получила свой первый Boeing 747-400.
В 1995 году El Al и авиакомпания American Airlines подписали своё первое соглашение о код-шеринге. В феврале 1995 года прекратилось конкурсное управление, в рамках которого авиакомпания осуществляла свою деятельность с 1982 года. В июне 1996 года Эль Аль выполнила свой первый рейс из Израиля в Амман, Иордания.
В 1996 году, в связи с активизацией террористической деятельности и проводимую правительством политику «открытого неба», убытки авиакомпании составили 83,1 млн долларов Чтобы избежать простоя своих самолётов, авиакомпания открыла рейсы «в никуда», пока самолёт кружил над Средиземным морем, пассажирам предлагались различные виды развлечений в полёте..
Boeing 777 компании Эль Аль совершила свой первый полёт в марте 2000 года.
Позднее, в том же году, спор по поводу полётов в шаббат вспыхнул снова, после того как авиакомпания объявила, что теряет $ 55 млн в год, не выполняя рейсы по субботам.
Первая фаза долго откладываемой приватизации компании началась в июне 2003 года, когда 15 % акций компании были выставлены на продажу на Тель-Авивской фондовой бирже. К июню 2004 года 50 % акций было выставлено на открытые торги. Холдинг «Кнафаим-Аркиа» приобрёл значительную долю акций Эль Аль. По состоянию на октябрь 2014 года, 36 % акций авиакомпании принадлежат «Кнафаим-Аркиа», по 10 % Ginsburg Group и Delek Group.
В августе 2010 года Эль Аль и американская JetBlue Airways подписали соглашение о предоставлении стыковочных билетов между Израилем и 61 пунктом назначения в Соединённых Штатах Америки через Международный аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке.
Штаб-квартира авиакомпании Эль Аль расположена на территории аэропорта Бен-Гурион в Центральном районе Израиля, недалеко от города Лод.
60 % пассажиров авиакомпании — граждане Израиля. El Al тратит 100 миллионов долларов в год, чтобы соответствовать строгим мерам безопасности, требуемым общей службой безопасности Израиля Шабак.
В начале 2007 года, Эль Аль открыла новый зал ожидания «King David» в аэропорту Шарль де Голль в Париже. К концу того же года, открылись новые залы ожидания в аэропорту Хитроу в Лондоне и международном аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке.
В 2007 году Эль Аль инвестировала 1 миллиард шекелей в покупку двух новых Boeing 777-200, которые включали обновлённую ливрею авиакомпании. Самолёты оснащены модернизированными сиденьями с регулируемыми подголовниками и подставками для ног. Каждое кресло оснащено развлекательной системой с сенсорным экраном. Первый самолёт под названием «Sderot» совершил свой иннагурационный полёт из Нью-Йорка в Тель-Авив 26 июля 2007 года. Второй, «Kiryat Shmona», был доставлен в конце августа 2007 года.
После того, как в феврале 2009 года Федеральное управление гражданской авиации США FAA понизило рейтинг безопасности израильских авиакомпаний до второго уровня, Международная ассоциация воздушного транспорта IATA предупредила Эль Аль, а также авиакомпании Arkia и Israir, что они могут попасть в чёрный список с запретом на полёты в европейские страны. В ноябре 2012 года FAA восстановила рейтинг авиакомпаний Израиля до категории 1.
Эль Аль использует систему «Amadeus CRS» для бронирования, реестра, регистрации пассажиров и онлайн-бронирования.
Дочерние компании:
Бюджетная авиакомпания Up
Boeing 737-800 авиакомпании Up, бортовой номер 4X-EKT, на посадке в аэропорту Глазго
26 ноября 2013 года была образована новая, и ныне несуществующая, дочерняя бюджетная авиакомпания Up, которая начала свою работу 30 марта 2014 года, были открыты рейсы в Берлин, Будапешт, Киев, Ларнаку и Прагу. Рейсы авиакомпании Up заменили некоторые европейские маршруты головной компании El Al. Для этих целей 5 самолётов Boeing 737-800 из флота El Al были переданы в дочернюю компанию. Все рейсы Up выполнялись под четырёхзначным кодом El Al и с использованием её позывных. На рейсах свыше двух часов авиакомпания на борту своих самолётов предлагала платное питание.
В августе 2014 года генеральный директор Ryanair Майкл О'Лири предвещал развитие Ryanair Israel, выполняющего полёты из Израиля в города по всей Европе. По его словам, сдерживающим фактором в этом плане стала позиция израильских властей, которая защищает местные авиакомпании от конкуренции. Тем не менее, Ryanair открыла рейсы в аэропорты Увда и Бен-Гурион в зимний сезон 2017/18 из нескольких европейских аэропортов.
Дочерняя компания Up была закрыта 14 октября 2018 года. Все рейсы в шесть пунктов назначения и флот были возвращены в основную сетку материнской компании Эль Аль.
Чартерная авиакомпания Sun d'Or
Авиакомпания Sun D'or была создана 1 октября 1977 года, полностью принадлежащая Эль Аль, она осуществляет регулярные, специальные и сезонные чартерные пассажирские перевозки.
20 марта 2011 года Управление гражданской авиации Израиля (CAA) приостановило действие лицензии авиакомпании, которая 1 апреля того же года была аннулирована на основании ряда жалоб европейских перевозчиков. САА обосновало своё решение несоблюдением израильских и международных стандартов управления авиакомпаниями, главным образом отсутствием собственных самолётов и экипажа (компания фактически являлась подразделением El Al и использовала её самолёты путём "мокрого" лизинга). С тех пор, Sun d'Or больше не эксплуатирует собственные самолёты, а использует самолёты El Al.
Tamam
Tamam, компания, полностью принадлежащая Эль Аль, занимается производством и поставкой готовых кошерных блюд авиакомпаниям.
Kalit
Kalit, компания, так же полностью принадлежащая Эль Аль, занимается производством и поставкой готовых кошерных блюд сотрудникам авиакомпании.
Borenstein
Подразделение Эль Аль, зарегистрированное в США, и работающее в Международном аэропорту Кеннеди, Нью-Йорк, занимается производством и поставкой кошерных готовых блюд авиакомпаниям и другим учреждениям.
Superstar Holidays
Superstar, компания, полностью принадлежащая Эль Аль, занимается продажей туристических пакетов агентам и пассажирам, также реализует авиабилеты на рейсы Эль Аль по сниженным ценам.
Эль Аль имеет репутацию одной из самых безопасных авиакомпаний в мире, благодаря своим строгим процедурам безопасности, как на земле, так и на борту своих самолётов.
Авиакомпания является единственной коммерческой авиакомпанией, оснащающей свои самолёты системами противоракетной обороны для защиты своих самолётов от ракет класса "земля-воздух".
Самолёты Эль Аль начали оснащаться противоракетной обороной с начала 2000-х годов, первоначальная система, называлась Flight Guard.
В 2014 году, на некоторые свои самолёты, авиакомпания начала устанавливать обновлённую систему предупреждения о сближении с ракетой (MAWS), которая включает в себя инфракрасную камеру слежения за ракетами для обнаружения пусков на самых ранних этапах и лазерную систему для отвода ракет.
В узловом аэропорту авиакомпании, аэропорту Бен-Гурион, агенты в штатском и вооружённые полицейские или военнослужащие патрулируют помещения на предмет взрывчатых веществ, подозрительного поведения пассажиров и других угроз. Вооружённые сотрудники службы безопасности также несут службу и в зарубежных аэропортах, в которые летает Эль Аль. Перед рейсом пассажиров и их багаж проверяет специальные сотрудники. Процедуры безопасности Эль Аль требуют, чтобы все пассажиры были опрошены индивидуально перед посадкой, что позволяет идентифицировать возможные угрозы безопасности. Пассажирам могут задаваться различные вопросы о месте их рождения, причине поездки, работе или профессии, а также о том, упаковали ли они свои сумки самостоятельно. Авиакомпанией считается, что интервьюеры могут заметить признаки нервозности подозрительных пассажиров.
На стойке регистрации внимательно изучаются паспорта и билеты пассажиров. Паспорт без наклейки от сотрудников безопасности не принимается. На паспортном контроле имена пассажиров сверяются с информацией из баз данных ФБР, Канадской службы разведки и безопасности (CSIS), Скотланд-Ярда, Шин Бет и Интерпола. Иногда вручную проверяется багаж пассажиров. Кроме того, багаж пропускают через декомпрессионную камеру, имитирующую давление во время полёта, которое может привести к взрыву. В зарубежных аэропортах агенты безопасности также проводят личный досмотр багажа пассажиров, даже если эти пассажиры находятся под опекой государственных или частных охранных фирм.
Агенты в штатском, которые скрыто вооружены огнестрельным оружием, сопровождают каждый международный рейс Эль Аль под видом обычных пассажиров. Большинство пилотов авиакомпании - бывшие пилоты ВВС Израиля. Кабины пилотов всех самолётов El Al имеют двойные двери для предотвращения проникновения посторонних лиц. Первая дверь оснащена кодовым замком, вторая дверь открывается только после того, как первая закрыта и входящий опознан пилотами. Кроме того, пассажирский салон отделён от багажного отсека армированными стальными листами.
В апреле 2013 года правительство Израиля увеличило платежи Эль Аль до 97,5% от суммарных расходов авиакомпании на безопасность, в преддверии соглашения об открытом небе, которое вступило в силу в 2014 году с Европейским Союзом.
В августе 2021 года флот El Al Israel Airlines состоял из 45 самолетов, средний возраст которых 10,5 лет.