Ariana Afghan Airlines (Ариана Афганские авиалинии) (код IATA FG) — также известная просто как Ариана , является флагманским авиаперевозчиком и крупнейшей авиакомпанией Афганистана/ Основанная в 1955 году, Ariana является старейшей авиакомпанией в стране и принадлежит государству. Основная база компании находится в международном аэропорту имени Хамида Карзая , откуда она выполняет внутренние и международные рейсы в пункты назначения в Китае , Индии , России ., Саудовская Аравия , Турция и Объединенные Арабские Эмираты. Штаб -квартира перевозчика находится в районе Шаре Нау , Кабул. Ариана Афган Эйрлайнз находится в списке авиаперевозчиков, запрещенных в Европейском Союзе с октября 2006 года.
Авиакомпания была создана 27 января 1955 года. Она была основана как Aryana Airlines при содействии Indamer Co. Ltd. , которая первоначально владела 49% акций, а правительство Афганистана владело остальной частью. В начале услуги эксплуатировались в Бахрейн , Индию , Иран и Ливан с флотом из трех Douglas DC-3. В 1957 году Pan American World Airways стала миноритарным акционером авиакомпании, когда она получила 49% акций от Indamer. Внутренние регулярные рейсы начались в том же году. К апрелю 1960года флот из трех DC-3 использовался для связи Кабула с Амритсаром , Дели , Джиддой и Карачи , а также с некоторыми пунктами в Афганистане, в то время как один DC-4 эксплуатировал Кабул-Кандагар. – Тегеран – Дамаск – Бейрут – Анкара – Прага – Франкфурт -на-Майне , так называемый маршрут «Марко Поло». В начале 1960-х годов 1 100 000 долларов США (что эквивалентно 10 000 000 долларов США в 2020 году) из СШАпомощь Афганистану была использована для капитализации компании.
К марту 1970 года в авиакомпании работало 650 человек. В это время флот состоял из одного Boeing 727-100C , одного CV-440 , одного DC-3 и двух Douglas DC-6, которые работали на маршрутах, обслуживающих Ближний Восток , Индию, Пакистан , СССР , Стамбул , Франкфурт и Франкфурт . Лондон. Домашние услуги тогда находились в ведении Bakhtar Alwatana , который был создан правительством в 1967 году для этой цели.
Первый широкофюзеляжный самолет авианосца , McDonnell Douglas DC-10-30 , поступил в парк в начале октября 1979 года. К марту 1985 года парк самолетов состоял из DC-10 и двух Boeing 727-100C. В середине 1980-х годов, во время советско-афганской войны , авиаперевозчик был вынужден продать DC-10 компании British Caledonian , поскольку Советы хотели, чтобы авиаперевозчик использовал Туполев Ту-154 в качестве замены. В октябре 1985 года Ариана была поглощена афганскими авиалиниями Бахтар , которая стала новой национальной авиакомпанией страны. В 1986 году Бахтар заказал два Туполева Ту-154М; авиакомпания приобрела эти самолеты в апреле 1987 года. В феврале 1988 года Bakhtar снова объединилась с Ariana , создав тем самым авиакомпанию, которая могла обслуживать как короткие, так и дальние маршруты.
После захвата Кабула талибами в 1996 году и провозглашения Исламского Эмирата Афганистан страна столкнулась с существенными экономическими санкциями со стороны международного сектора во время режима талибов. Санкции, наряду с контролем правительства Талибана над компанией и приостановкой многих международных рейсов перевозчика, оказали разрушительное воздействие на экономическое здоровье компании в 1990-е годы. Парк сократился до нескольких построенных в России и Украине Ан-26 , Яковлев Як-40 и трех Боингов 727 , которые использовались на самых длинных внутренних маршрутах. В октябре 1996 года Пакистан предоставил временную ремонтно-эксплуатационную базу вКарачи . Не имея зарубежных активов, к 1999 году международные операции Ariana состояли только из рейсов в Дубай; Кроме того, ограниченные грузовые рейсы продолжались в западные провинции Китая . Однако санкции, введенные резолюцией 1267 Совета Безопасности ООН в ноябре 1999 года, вынудили авиакомпанию приостановить зарубежные операции. В ноябре 2001 года Ариана была полностью наказана.
Согласно Los Angeles Times: С благословения талибов бен Ладен фактически захватил «Ариану», национальную гражданскую авиакомпанию Афганистана. В течение четырех лет, по словам бывших помощников США и находящихся в изгнании афганских чиновников, пассажирские и чартерные рейсы «Арианы» переправляли исламских боевиков, оружие, деньги и опиум через Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан. Членам террористической сети «Аль-Каида» бен Ладена были предоставлены фальшивые удостоверения личности Арианы, что дало им право беспрепятственного доступа в аэропорты на Ближнем Востоке.
По словам людей, опрошенных Los Angeles Times , компании Виктора Бута помогали в управлении авиакомпанией.
После свержения правительства талибов в ходе операции «Несокрушимая свобода » в декабре 2001 года «Ариана» начала восстанавливать свою деятельность. Примерно через месяц санкции ООН были наконец сняты, что позволило авиакомпании снова возобновить международные рейсы. В 2002 году правительство Индии подарило перевозчику три бывших Airbus A300 компании Air India. Первый международный пассажирский рейс Арианы с 1999 года приземлился в международном аэропорту имени Индиры Ганди в январе 2002 года, затем последовали маршруты в Пакистан и Германию в июне и октябре того же года соответственно. В 2005 году Индия подписала соглашение об авиационном сотрудничестве с Афганистаном, при этом Air India подготовила 50 сотрудников для Ariana.
Все коммерческие рейсы были отменены после того, как талибы захватили столицу Кабул в 2021 году. Внутренние рейсы возобновились в сентябре.
Из-за правил безопасности в марте 2006 года Ariana в основном запретили летать в воздушное пространство Европейского Союза , при этом Европейская комиссия разрешила перевозчику летать только на одном зарегистрированном во Франции Airbus A310 в государства-члены; запрет был распространен на весь флот в октябре того же года. Запрет был подтвержден в последующих обновлениях списка, выпущенных в конце 2009 г. и марте 2010 г. В ноябре 2010 года всем зарегистрированным в Афганистане самолетам было запрещено летать в Европейском Союзе.
По состоянию на август 2019 года флот Ariana афганских авиалиний состоит из 5 самолетов.