AirAsia (ЭрАзия) (код IATA AK) — является малазийской многонациональной бюджетной авиакомпанией со штаб- квартирой недалеко от Куала-Лумпура , Малайзия . Это крупнейшая авиакомпания Малайзии по размеру флота и направлениям. AirAsia выполняет регулярные внутренние и международные рейсы по более чем 165 направлениям в 25 странах. [4] Его основной базой является klia2 , терминал бюджетных перевозчиков в международном аэропорту Куала-Лумпур (KLIA) в Сепанге , Селангор ,Малайзия. Его дочерние авиакомпании Thai AirAsia , Indonesia AirAsia , Филиппины AirAsia и AirAsia India имеют базы в аэропортах Бангкок-Дон-Муанг , Джакарта-Сукарно-Хатта , Манила-Ниной -Акуино и Бангалор-Кемпеговда соответственно, в то время как ее дочерняя авиакомпания AirAsia X сосредоточена на дальнемагистральных маршрутах. Зарегистрированный офис AirAsia находится в Петалинг-Джая , Селангор , а головной офис — в международном аэропорту Куала-Лумпур.
AirAsia работает с самой низкой в мире удельной стоимостью в 0,023 доллара США за доступное место-километр (ASK) и безубыточным коэффициентом загрузки пассажиров 52%. [ править ] В 2007 году The New York Times описала авиакомпанию как «пионера» недорогих путешествий в Азии. [5] AirAsia является спонсором сборной Малайзии по футболу , сборной Сингапура по футболу , ФК Джамшедпур и Куинз Парк Рейнджерс . AirAsia также является бывшим спонсором Manchester United и Asia Red Tour.
Skytrax неизменно называет AirAsia лучшим бюджетным перевозчиком в мире в течение 11 лет подряд в международных наградах и наградах авиакомпаний, включая последнюю награду за 2019 год. [6] Во время пандемии COVID AirAsia отказалась возмещать рейсы, отмененные авиакомпанией в последнюю минуту, когда другие авиакомпании еще работали.
AirAsia была основана в 1993 году и начала свою деятельность 18 ноября 1996 года. Она была основана государственным конгломератом DRB-HICOM . 8 сентября 2001 года авиакомпания с большими долгами была куплена бывшим исполнительным директором Time Warner (теперь известной как WarnerMedia ) Тони Фернандесом и компанией Камарудина Мерануна [ 8] Tune Air Sdn Bhd за символическую сумму в один ринггит (около 0,26 доллара США на время) с долгами на сумму 11 миллионов долларов США (40 миллионов ринггитов). [9] Партнеры перевернули компанию, получив прибыль в 2002 году и запустив новые маршруты из своего центра в Куала-Лумпуре , подорвав позиции бывшего монопольного оператора .Malaysia Airlines со специальными тарифами от 1 малайзийского ринггита ( 0,27 доллара США ). В 2003 году AirAsia открыла второй хаб в международном аэропорту Сенай в Джохор-Бару и запустила свой первый международный рейс в Бангкок .
Впоследствии AirAsia открыла филиал AirAsia в Таиланде и начала полеты в Сингапур и Индонезию . Полеты в Макао начались в июне 2004 года, а рейсы в материковый Китай ( Сямэнь ) и на Филиппины ( Манила ) — в апреле 2005 года. В 2005 году последовали рейсы во Вьетнам и Камбоджу , а в 2006 году — в Бруней и Мьянму , последний — Thai AirAsia. В августе 2006 года AirAsia приобрела маршруты Rural Air Service Malaysia Airlines в Сабахе и Сараваке , работающие под брендом FlyAsianXpress . Маршруты были возвращены вMASwings год спустя, ссылаясь на коммерческие причины.
В конце 2006 года Фернандес обнародовал пятилетний план дальнейшего расширения присутствия AirAsia в Азии. [10] Согласно этому плану, AirAsia предложила расширить свою маршрутную сеть, соединив все существующие направления по всему региону и расширившись во Вьетнам, Индонезию, Южный Китай ( Куньмин , Сямэнь, Шэньчжэнь ) и Индию. Через дочерние компании Thai AirAsia и Indonesia AirAsia план предусматривал сосредоточение внимания на развитии своего хаба в Бангкоке и Джакарте . За счет увеличения частоты и добавления новых маршрутов AirAsia увеличила пассажиропоток до 13,9 млн в 2007 финансовом году. [11]
В течение 2007 года пассажиры из «Группы безбарьерной среды и доступного транспорта» протестовали против отказа авиакомпании перевозить пассажиров, которые были полностью неподвижны. [12] Они утверждали, что люди с ограниченными возможностями подвергались дискриминации при бронировании билетов онлайн; Генеральный директор авиакомпании заявил, что не отказывает пассажирам в инвалидных колясках. [13]
27 сентября 2008 г. компания объявила о добавлении 106 новых маршрутов к своему списку из 60. Количество прекращенных старых маршрутов не разглашается.
В августе 2011 года AirAsia согласилась сформировать альянс с Malaysia Airlines путем обмена акциями. [14] Альянс был распущен правительством Малайзии, что фактически аннулировало соглашение обеих авиакомпаний.
К началу 2013 года прибыль AirAsia увеличилась на 168% в годовом исчислении по сравнению с тем же периодом 2012 года. За квартал, закончившийся 31 декабря 2012 года, чистая прибыль авиакомпании составила 350,65 миллиона ринггитов (114,08 миллиона долларов США). Несмотря на рост средней цены на топливо на 1%, авиакомпания зафиксировала прибыль в размере 1,88 млрд ринггитов за весь 2012 финансовый год. [15]
В феврале 2013 года AirAsia подала заявку в Индийский совет по поощрению иностранных инвестиций через свое инвестиционное подразделение AirAsia Investment Limited, чтобы получить разрешение на начало своей деятельности в Индии. [16] AirAsia попросила приобрести 49% акций дочерней индийской авиакомпании, что было максимумом, разрешенным индийским правительством в то время. [17] AirAsia обязалась инвестировать в новую авиакомпанию до 50 миллионов долларов США. Операции начнутся в Ченнаи , расширяя свою сеть по всей Южной Индии, куда AirAsia уже выполняет рейсы из Малайзии и Таиланда . [18] В 2019 году AirAsia открыла свой первый ресторан ,еда в самолете в Куала-Лумпуре . [19] В ноябре 2020 года AirAsia не завершила покупку шести уже специально построенных самолетов Airbus A320neo. Это произошло из-за кризиса с коронавирусом. [20] В сентябре 2021 года Airbus согласился снизить цены, чтобы спасти контракт на десять миллиардов долларов с авиаперевозчиком, возобновив отношения между обоими партнерами. [21]
В октябре 2021 года AirAsia возобновила международные рейсы после того, как правительство Малайзии сняло ограничения на поездки. [22]
3 января 2022 года AirAsia предложила изменить свое фирменное наименование на Capital A, что подлежит одобрению акционеров. Предлагаемое название было одобрено Комиссией по компаниям Малайзии (SSM) и зарезервировано компанией 28 декабря 2021 г. [23] 28 января 2022 г. компания изменила свое фирменное название с AirAsia Group Bhd на Capital A Bhd на отражают расширение ее бизнес-портфеля за пределы основной бюджетной авиакомпании. Однако ее авиационный бизнес продолжал использовать бренд AirAsia.
Партнерские авиакомпании:
AirAsia Китай
В мае 2017 года China Everbright Group, Henan Working Group и AirAsia Berhad объявили о подписании Меморандума о взаимопонимании по созданию бюджетного перевозчика в Китае в качестве совместного предприятия. AirAsia China будет базироваться в Чжэнчжоу, столице провинции Хэнань, где новый бюджетный перевозчик также планирует построить специальный терминал бюджетных перевозчиков, академию авиационной подготовки и центр технического обслуживания. [30]
Однако срок действия совместного предприятия истек в 2018 году, поскольку предварительное соглашение, не имеющее обязательной силы, действовало в течение 12 месяцев и не продлевалось связанными сторонами по истечении срока его действия.
AirAsia Вьетнам
Планы создания вьетнамского подразделения авиакомпании были предложены еще в 2005 году для приобретения Pacific Airlines , однако министр финансов Вьетнама решил продолжить это предприятие с Qantas под названием Jetstar Pacific . [32] Еще одна попытка была предпринята в 2007 году по созданию совместного предприятия с Vinashin, операции которого должны были начаться в июле 2008 года, однако правительство Вьетнама решило не выдавать новую лицензию авиакомпании в стране. [33] Следующая попытка была предпринята в 2010 году, когда авиакомпания планировала купить 30 процентов акций VietJet Air с соглашением о стратегическом сотрудничестве, план был остановлен в 2012 году.
31 марта 2017 года AirAsia заявила на фондовой бирже Малайзии, что они планируют создать новую бюджетную авиакомпанию во Вьетнаме в рамках совместного предприятия с вьетнамскими партнерами. [34]
6 декабря 2018 года AirAsia подтвердила свое намерение создать совместное предприятие (СП) бюджетного перевозчика во Вьетнаме, подписав меморандум о сотрудничестве с вьетнамскими партнерами - акционерным обществом Thien Minh Travel и акционерным обществом Hai Au Aviation. [35] Совместное предприятие планирует начать работу в августе 2019 года. [36]
AirAsia Индия
В октябре 2012 года руководство Air Asia заявило, что они заинтересованы в расширении присутствия в Индии, если авиационная среда и структура налогообложения будут благоприятными и удобными для операций бюджетных авиакомпаний. В связи с тем, что новое правительство Индии разрешило прямые иностранные инвестиции в авиационный сектор в размере до 49%, генеральный директор авиакомпании Тони Фернандес написал в Твиттере: «Фантастические новости о том, что Индия открыла инвестиции для иностранных авиакомпаний». Он сказал, что теперь ему легче открыть авиакомпанию в Индии. [37] Тони Фернандес назвал совместное предприятие с Tata Sons. Он сказал, что Тата очень хорошо знают Индию и имеют хорошую репутацию. Связка белая эффективно. Фернандес сказал, что он сосредоточится в основном на миллионе южных индийцев, которые путешествуют по железной дороге. [38] [39] 19 февраля 2013 года AirAsia объявила о создании индийской недорогой дочерней авиакомпании. Авиакомпания будет работать как совместное предприятие, при этом AirAsia будет принадлежать 49% акций авиакомпании. Арун Бхатия приобрел 21%, а Тата Сынс - оставшиеся 30% акций авиакомпании. Совместное предприятие также ознаменовало бы возвращение Tata Sons в авиационную промышленность спустя 60 лет. [40] [41] AirAsia является первой иностранной авиакомпанией, создавшей дочернюю авиакомпанию в Индии. [42] Штаб-квартира авиакомпании находится в Ченнаи [43] и планируется сделатьМеждународный аэропорт Ченнаи в качестве его узла. Позже основной хаб авиакомпаний был перенесен в международный аэропорт Кемпегоуда в Бангалоре . [44] [45] Первый рейс индийского предприятия AirAsia по маршруту Бангалор — Гоа стартовал 12 июня 2014 года. [46] Авиакомпания объявила, что международный аэропорт имени Индиры Ганди в Дели станет ее центром для операций в Северной Индии. [47] В ноябре 2020 года AirAsia пересматривает свои операции в Индии в партнерстве с Tata Sons, сигнализируя о возможном выходе из пятой по величине экономики мира. [48]29 декабря 2020 года Tata Group объявила об увеличении своей доли в индийском совместном предприятии с AirAsia с 51% до 84%. [49]
AirAsia Япония
AirAsia и японская сетевая авиакомпания All Nippon Airways объявили о создании совместного предприятия на пресс-конференции в Токио 21 июля 2011 г. [50] После создания в августе 2011 г. AirAsia Japan совершила свой первый рейс в августе 2012 г. [50] первая бюджетная авиакомпания, базирующаяся в международном аэропорту Нарита . О ее создании было объявлено всего через несколько месяцев после того, как ANA объявила о создании Peach , бюджетной авиакомпании, базирующейся в международном аэропорту Кансай в Осаке , а также о параллельных усилиях Japan Airlines .создать недорогой филиал. ANA выбрала партнерство с существующей бюджетной авиакомпанией для повышения эффективности и стратегического преимущества. [51] Это была пятая дочерняя авиакомпания AirAsia и девятая для ANA. Штаб-квартира авиакомпании находилась рядом с ANA в Токио , а основная операционная база — в Нарите , и она обслуживала внутренние направления, используя бренд и модель обслуживания AirAsia. [50]
AirAsia Japan прекратила свою деятельность 27 октября 2013 г. после объявления о роспуске совместного предприятия в июне 2013 г. [52]
В пресс-релизе от 1 июля 2014 года AirAsia объявила о перезапуске бренда AirAsia Japan. Первый рейс должен был вылететь летом 2015 года [53] , но вместо этого он был отложен. 29 октября 2017 года AirAsia Japan наконец-то возобновила работу с двумя ежедневными рейсами из Нагои в Саппоро .
5 октября 2020 года авиакомпания прекратила полеты из-за низкого пассажиропотока, вызванного пандемией COVID-19 . [54]
В ноябре 2020 года AirAsia Japan во вторник подала заявление о банкротстве в Окружной суд Токио с обязательствами на сумму около 21,7 миллиарда иен (208 миллионов долларов), став первой авиакомпанией, потерпевшей крах в стране в эпоху COVID-19. [55] Это привело к тому, что 23 000 листовок остались без возмещения, а общая сумма ответственности составила 21,7 миллиарда иен.
AirAsia X
AirAsia X — это дальнемагистральный рейс AirAsia. Франшиза может снизить расходы, используя универсальную систему продажи билетов. [56] AirAsia X также аффилирована с Virgin Group [57] и Air Canada . 17 мая 2007 года Тони Фернандес объявил о планах начать полеты из Малайзии в Австралию. Фернандес сказал, что будет избегать аэропорта Сиднея из-за высоких сборов. Вместо этого авиакомпания сосредоточится на более дешевых альтернативах, таких как аэропорт Авалон в Мельбурне, аэропорт Уильямтаун в Ньюкасле и аэропорт Аделаиды . Прогнозировалось, что устойчивые тарифы составят около 800 малайзийских ринггитов ( австралийских долларов).285) по тарифу «туда-обратно» плюс налоги. [58] Был также выражен интерес к использованию аэропорта Голд-Кост в качестве еще одного австралийского направления. [59] 14 мая 2007 г. AirAsia подтвердила, что заказала 15 самолетов Airbus A330-300, на пять больше, чем было объявлено первоначально. Поставка самолетов была запланирована на четвертый квартал 2008 г. [60] 27 марта 2008 г. AirAsia подписала твердый контракт еще на 10 самолетов Airbus A330-300, в результате чего общий заказ авиакомпании достиг 25. [61] AirAsia X получила свой первый A330 . 31 октября 2008 года в Тулузе, Франция. [62] По состоянию на 14 февраля 2008 г. 48% AirAsia X принадлежит Aero Ventures; предприятие Тони Фернандеса, других видных малайзийцев и Air CanadaРоберт Милтон . Virgin Group владеет 16%, еще 16% принадлежат AirAsia. Консорциум Manara из Бахрейна и японская Orix Corp приобрели 20% акций AirAsia X за 250 миллионов ринггитов. [63]
В апреле 2018 г. AirAsia X отменила свой заказ на 10 самолетов A350-900 , который они заказали в 2009 г., из-за более высоких цен на самолеты, авиакомпания выразила заинтересованность в заказе Boeing 787-10 , и решение будет принято позднее в 2018 г.
По состоянию на июнь 2019 года флот состоит из 24 самолетов Airbus A330-300 , а в заказе авиакомпании находится 78 самолетов Airbus A330-900.
Индонезия AirAsia и Индонезия AirAsia X
Индонезия AirAsia выполняет регулярные внутренние и международные рейсы и является индонезийским ассоциированным перевозчиком малазийской бюджетной авиакомпании AirAsia. Его основной базой является международный аэропорт Сукарно-Хатта , Джакарта. [66] До июля 2010 года Indonesia Air Asia, наряду со многими индонезийскими авиакомпаниями, не могла летать в ЕС из соображений безопасности. Однако в июле 2010 г. запрет был снят. [67] Авиакомпания была основана как Awair в 1999 г. Абдуррахманом Вахидом ., бывший председатель мусульманской организации Нахдлатул Улама. У него было 40% акций авиакомпании, от которых он отказался после избрания президентом Индонезии в октябре 1999 года. 1 декабря 2005 года Awair изменила свое название на Indonesia AirAsia, как и другие авиакомпании под брендом AirAsia в регионе. AirAsia Berhad владеет 49% акций авиакомпании, а Fersindo Nusaperkasa владеет 51%. Законы Индонезии запрещают иностранному мажоритарному участию в операциях внутренней гражданской авиации.
Индонезия AirAsia X является совместным предприятием AirAsia X. Он обслуживает регулярные дальнемагистральные международные рейсы Indonesia AirAsia из международного аэропорта Бали Нгурах-Рай . Индонезия AirAsia X запустила свой первый рейс в Тайбэй 29 января 2015 года.
Индонезийская бюджетная авиакомпания Indonesia AirAsia, похоже, прекратит свою деятельность в качестве самостоятельного перевозчика и будет объединена с родственной дочерней компанией AirAsia, Indonesia AirAsia X.
В октябре 2020 года AirAsiaX подтвердила сокращение 10% своих 24000 сотрудников. [68]
Филиппины AirAsia
Филиппины AirAsia — это совместное предприятие филиппинских инвесторов и AirAsia. В филиппинскую группу входят Антонио Кохуангко-младший, Янси Макхел Мехиа, бывший владелец Associated Broadcasting Company с флагманской телевизионной станцией TV5, Майкл Ромеро, застройщик и портовый оператор, и Марианна Онтиверос. Совместное предприятие было одобрено 7 декабря 2010 года Советом по инвестициям, агентством на Филиппинах, отвечающим за крупные инвестиции. AirAsia Zest Airways, Inc., действующая как AirAsia Zest (ранее Asian Spirit и Zest Air), является совместным предприятием AirAsia и AMY Holdings Inc., компании, владеющей корпорацией Zest-O на Филиппинах. Он выполняет регулярные внутренние и международные туристические перевозки, в основном фидерные перевозки, связывающие Манилу иСебу с 24 внутренними направлениями для поддержки магистральных маршрутов других авиакомпаний. В 2013 году авиакомпания стала дочерней авиакомпанией AirAsia Philippines, управляющей своим брендом отдельно. Его основная база находится в международном аэропорту имени Ниноя Акино в Маниле, а узловой аэропорт — в международном аэропорту Мактан-Себу в Себу. Авиакомпания была основана как Asian Spirit, первая авиакомпания на Филиппинах, работающая как кооператив. В марте 2008 года он был переименован в Zest Air. 16 августа 2013 года Управление гражданской авиации Филиппин (CAAP), регулирующий орган правительства Республики Филиппины в области гражданской авиации, приостановило полеты Zest Air до дальнейшего уведомления. к вопросам безопасности. [69]Менее чем через год после стратегического альянса AirAsia и Zest Air 18 сентября 2013 года обе компании были переименованы в AirAsia Zest. [70]
15 августа 2011 года авиакомпания Philippines AirAsia получила свой первый совершенно новый самолет Airbus A320, который прибыл в международный аэропорт Кларк в городе Анхелес . 8 ноября 2011 г. компания Philippines AirAsia получила свой второй самолет A320. 7 февраля 2012 года авиакомпания получила сертификат эксплуатанта [71] от Управления гражданской авиации Филиппин , который дает авиакомпании разрешение на полеты в воздушном пространстве Филиппин.
Thai AirAsia и Thai AirAsia X
Thai AirAsia является совместным предприятием AirAsia и тайской авиакомпании Asia Aviation. Thai AirAsia запустила внутренние рейсы в феврале 2004 года. Она обслуживает регулярные внутренние и международные рейсы AirAsia из Бангкока и других городов Таиланда . Thai AirAsia была единственной бюджетной авиакомпанией , выполнявшей как внутренние, так и международные рейсы из аэропорта Суварнабхуми . [72] Авиакомпания перенесла все операции из аэропорта Суварнабхуми в международный аэропорт Дон Муанг с 1 октября 2012 года. 55% Thai AirAsia принадлежит Asia Aviation, 45% принадлежит AirAsia International, 39% принадлежит King Power . Авиакомпания спонсирует тайский футбол. команды Бурирам Юнайтед, SCG Muangthong United , Chonburi , Osotspa Saraburi , BEC Tero Sasana , Chiangrai UTD , Esan United , Chainat , Samut Prakan CUTD , Bangkok United , FC Phuket , Krabi , Air Force United , Nakhon Phanom , Loei City , Trang и судья футбола Ассоциация Таиланда .
Thai AirAsia X — первая дальнемагистральная бюджетная авиакомпания Таиланда. Планировалось, что он начнет работу в июне 2014 года. После отсрочки запуска, запланированного на первый квартал, Thai AirAsia X должна была запустить свой первый рейс из Бангкока в Инчхон, Южная Корея, 17 июня, а затем начать регулярные рейсы в Японию. Аэропорт Нарита в Токио и Осаке примерно в июле.
По состоянию на ноябрь 2021 года флот AirAsia состоит из 100 самолетов.
Награда World Airline Awards 2012 на авиашоу в Фарнборо признала авиакомпанию лучшей бюджетной авиакомпанией в мире. [90]
AirAsia признается лучшим бюджетным перевозчиком в мире 11 лет подряд, включая последнюю награду за 2019 год. [6]