?Су-5 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик с комбинированной силовой установкой, состоявшей из поршневого двигателя ВК-107А с четырёхлопастным винтом и мотокомпрессорного ВРДК Холщевникова.
История
В январе 1944 года в КБ П.О. Сухого в инициативном порядке приступили к эскизному проектированию одноместного истребителя с комбинированной силовой установкой, состоящей из основного поршневого двигателя М-107А с воздушным винтом и дополнительного ВРДК, выполнявшего функцию ускорителя. Компрессор ВРДК приводился во вращение двигателем М-107А при помощи вала.
Законченный проект был направлен для ознакомления в НКАП СССР и затем включён в проект плана опытного строительства самолётов ВВС КА на 1944 год. 22 мая 1944 года ГКО принял постановление, одним из пунктов которого обязал П.О. Сухого «…спроектировать и построить одноместный экспериментальный самолёт с мотором ВК-107А с установкой дополнительного ВРДК конструкции и постройки ЦИАМ…»
В начале июня в КБ приступили к проектированию самолёта, получившего обозначение И-107, позднее переименованного в Су-5. За основу приняли вышеупомянутый эскизный проект, который после доработок вновь предъявили на рассмотрение руководству НКАП и ВВС КА. Осенью 1944 года были утверждены заключения по эскизному проекту и протокол макетной комиссии.
Из-за несвоевременной поставки силовой установки постройка лётного экземпляра сильно затянулась. Первый полёт на самолёте Су-5 заводской лётчик-испытатель Г.И. Комаров выполнил 6 апреля 1945 года. Заводские лётные испытания проводились до 15 июня, в этот день в полёте произошла поломка двигателя ВК-107А.
В период вынужденного простоя из-за отсутствия двигателя, на самолёте установили новое крыло с ламинаризированным профилем ЦАГИ.
Новый двигатель ВК-107А с ограниченным ресурсом получили в начале июля, лётные испытания возобновились в начале августа и продолжались до 18 октября. Полёты прекратили из-за выработки двигателем установленного ресурса. Все попытки получить новый двигатель не увенчались успехом. Ввиду ограниченного количества двигательных установок, НКАП обязал ЦИАМ в первую очередь обеспечивать ими самолёты И-250 конструкции А.И. Микояна, как более отработанные и запущенные в производство малой серией. Следует отметить, что в процессе заводских испытаний самолёта Су-5 заявленные лётные данные так и не были получены.
В ноябре 1946 года постановлением СМ СССР были прекращены работы по ряду самолётов, «потерявших актуальность», среди которых был назван и Су-5. К этому времени на испытаниях уже находились самолёты с ТРД.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 8,51 м
Размах крыла: 10,56 м
Высота: 3,39 м Масса:
Взлётная масса: 3 804 кг
Двигатель: 1 ? ВК-107, 1 ? ВРДК
Мощность:
Поршневого: 1 650 л. с.
Компрессорного: 950 л. с
Лётные характеристики
Максимальная скорость на высоте с включением ВРДК: 793 км/ч
Дальность полёта: 600 км
Практический потолок: 12 000 м?