?Су-33УБ? — учебно-боевой реактивный истребитель четвёртого поколения, созданный на основе палубного истребителя Су-33.
Особенности самолета
Одной из главных особенностей самолёта Су-33УБ является нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа — бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие лётчиков во время полёта и обеспечился лучший обзор вперед-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолётов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Вход в кабину осуществляеся через нишу в передней стойке шасси.
Изменению подверглась и аэродинамика самолёта: по сравнению с Су-33 была увеличена площадь килей, изменена форма и увеличена площадь переднего и заднего горизонтального оперения. Также была значительно увеличена площадь крыла — на 8 м?. В отличие от Су-33, стабилизаторы были выполнены нескладывающимися, оси складывания крыла были вынесены так, чтобы в сложенном положении размах крыла соответствовал размаху горизонтального оперения, вследствие чего самолет стал занимать больше места на палубе и в ангаре авианосца.
В отличие от Су-34, поперечное сечение головной части фюзеляжа было выполнено круглым, а не эллиптическим, что прежде всего объясняется формой выбранной радиолокационной станции (предполагалась установка РЛС с пассивной ФАР «Жук-27», затем было принято решение о применении РЛС «Жук-М», обладающей бо?льшими возможностями и лучшими характеристиками). Визор оптико-локационной станции располагался на оси симметрии самолета, тогда как на Су-33 ОЛС расположена справа (от летчика).
Состояние проекта
В сентябре 2009 года, в связи с отменой намерений китайских вооруженных сил о закупке 40 самолётов для своего авианесущего флота, проект Су-33УБ был закрыт.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,2 м
Размах крыла: 15,9 м
Высота: 5,7 м
Площадь крыла: 71,4 м?
Максимальная взлетная масса: 38800 кг
Двигатель: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
Модель: «АЛ-31Ф» сер. 3
Тяга:
максимальная: 2 ? 74,5 кН (7600 кгс)
на форсаже: 2 ? 122,6 кН (12500 кгс)
на чрезвычайном режиме: 2 ? 125,5 кН (12800 кгс)
Масса двигателя: 1520 кг
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе: 0,66
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на высоте 11000 м: 2120 км/ч (2 М)
у земли: 1300 км/ч (1,1 М)
Практическая дальность: 3200 км
Практический потолок: 17000 м
Нагрузка на крыло:
при максимальной взлётной массе: 543 кг/м?
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g