Мобильно обо ВСёМ: Авиация. Оперативно и доступно о всём, касающемся авиации
  ГОРОД:
 ГЛАВНАЯ   ТАБЛО РЕЙСОВ   АЭРОПОРТЫ   АВИАКОМПАНИИ   ВОЗДУШНЫЕ СУДА   СОБЫТИЯ   ИНФОРМАЦИЯ 
РУС | ENG 
В Ы Л Е Т 
 
П Р И Л Е Т

 |  МОДИФИКАЦИИ |  ТАБЛО РЕЙСОВ |  КАТАЛОГ ВС |  ВСЕ АВИАПРОИЗВОДИТЕЛИ | 

Су-33

Описание

?Су-33? — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.?

Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолётом палубной авиации ВМФ России.


История создания

Формирование требований к новому палубному истребителю

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР.


Прототипы

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый летный образец, однако, 27 сентября 1988 года (спустя месяц после начала его летных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем.


Первые посадка и взлет с палубы

Су-33 на второй взлетной позиции ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Су-33, заходящий на посадку на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Су-33 на палубе ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» 20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море. Корабль был укомплектован ещё не всеми радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства, позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС. 

Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работащих для палубной авиации. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине, что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года, после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ. 

На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ, после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь. Су-33 был установлен на первую взлетную позицию с дистанцией разбега 105 м, но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°, но при попытке взлета не сработали стартовые задержники, в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу, откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлетной массы. 

Летно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года, после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием.


Серийное производство

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года и 17 февраля того же года поднялась в воздух. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте 1991 года. 

В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей, 20 из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».


Модернизация

По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33, однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется. 

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию 4 Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301). Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды). 

По имеющимся сведениям, на конец февраля 2014 года в составе 279-го полка имеются 14 лётных истребителей Су-33, из которых 8 (с бортовыми номерами 62, 66, 68, 76, 77, 78, 79 и 80) находятся в походе на борту ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", а 6 (с бортовыми номерами 67, 84, 85, 86, 87 и 88) - на береговом аэродроме полка в Североморске. Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении.


Конструкция

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.


Крыло и оперение

Су-33 со сложенным крылом и ГО на выставке Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м?, размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м?, выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м? и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м?. Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м?, профиль стабилизатора — С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м?. Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м?. Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м?. 

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.?


Воздухозаборники и двигатели

Двигатель АЛ-31Ф Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском. 

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.


Особенности Су-33

Кабина Су-33 При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых: 

- улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО 

- увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер 

- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями 

- установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования  

- применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца

- обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами 

- увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете 

- складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца 

- применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата 

- возможность эффективной работы по надводным целям 

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.


Эксплуатация

Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 единиц истребителей Су-33 из серийной партии. Остальные (12) базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота. В ближайшее время 279-й киап получит партию из 24 новых истребителей МИГ-29К/КУБ (20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ). 

По данным на 25.11.2013 ВМФ РФ переданы 2 МиГ-29К и 2 МиГ-29КУБ. Истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на "Адмирале Кузнецове", не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними. В 2015 году планируется вывести истребители Су-33 из эксплуатации. 

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию 4 Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301). 

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды). 

По имеющимся сведениям, на конец февраля 2014 года в составе 279-го полка имеются 14 лётных истребителей Су-33, из которых 8 (с бортовыми номерами 62, 66, 68, 76, 77, 78, 79 и 80) находятся в походе на борту ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", а 6 (с бортовыми номерами 67, 84, 85, 86, 87 и 88) - на береговом аэродроме полка в Североморске. Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении. 

Свежеотремонтированные красные бортовые номера 67, 84, 85 и 88 10.3.2014 впервые прибыли в состав 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске. 

С конца лета по начало сентября 2014 года на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты на комплексе НИТКА лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ. После возвращения с аэродрома Саки в Крыму на аэродром постоянной дислокации лётчики продолжили тренировки над Баренцевым морем.


Технические характеристики

Экипаж: 1 человек 

Длина: 21,185 м 

Размах крыла: 14,7 м 

   со сложенным крылом: 7,40 м 

   с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м 

Размах заднего ГО: 9,9 м 

   со сложенными стабилизаторами: 7,40 м 

Высота: 5,72 м 

Площадь крыла: 67,84 м? 

Профиль крыла: П44М 

Коэффициент удлинения крыла: 3,48 

Коэффициент сужения крыла: 3,76 

Угол стреловидности по передней кромке: 42,5° 

База шасси: 5,87 м 

Колея шасси: 4,44 м 

Масса пустого: 19600 кг 

Масса снаряжённого: 20440 кг (2 ? Р-27Э + 2 ? Р-73) 

Масса нормальная взлетная: 

   с частичной заправкой: 26000 кг 

   с полной заправкой: 29940 кг 

Масса максимальная взлетная: 33000 кг 

Масса топлива: 9400 кг 

   основной вариант заправки: 5350 кг 

Объём топливных баков: 12100 л 

Нормальная посадочная масса: 22400 кг 

Предельная посадочная масса: 26000 кг 

Двигатель: 

   тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой 

   модель: «АЛ-31Ф серии 3» 

   тяга: 

      максимальная: 2 ? 7670 кгс (74,5 кН) 

      на форсаже: 2 ? 12500 кгс (122,6 кН) 

      чрезвычайный режим: 2 ? 12800 кгс (125,5 кН) 

   степень двухконтурности: 0,571 

   масса двигателя: 1520 кг?

Технические детали

<  1  > Бортовой номер: Искать Авиакомпания: Искать
Бортовой номер Серийный номер Модель Авиакомпания Начало полетов Возраст Двигатели
<  1  >

ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МОСКВА)
ЕКАТЕРИНБУРГ (КОЛЬЦОВО)
КАЗАНЬ (КАЗАНЬ)
НОВОСИБИРСК (ТОЛМАЧЁВО)
КАЛИНИНГРАД (ХРАБРОВО)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (ПУЛКОВО)
ДУБАЙ (ДУБАЙ)
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ (МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ)
МИНСК (МИНСК-2)
СОЧИ (АДЛЕР) (АДЛЕР)
СТАМБУЛ (АТАТЮРК)
ВСЕ АЭРОПОРТЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ АВИАКОМПАНИИ (МОСКВА)
АЭРОФЛОТ
ОАО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
S7 AIRLINES
ПОБЕДА
АВИАКОМПАНИЯ «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ»
UTAIR
УЗБЕКСКИЕ АВИАЛИНИИ (UZBEKISTAN AIRWAYS)
БЕЛАВИА
РЕД ВИНГС
FLYDUBAI
ВСЕ АВИАКОМПАНИИ

ВОЗДУШНЫЕ СУДА
Airbus A320-200
Сухой Суперджет 100
Boeing 737-800 / Boeing 737-800 Winglets
Airbus A319-100
ATR 72-500
Airbus A321-200
Embraer-190LR / Embraer-195LR
Boeing 777-300ER
Boeing 737-800
E95
ВСЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА
 
 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    ГЕОГРАФИЯ:  Алматы Анталья Баку Бангкок Барселона Белград Владикавказ Волгоград Дубай Екатеринбург Ереван Казань Кемерово 
Киев Краснодар Красноярск Лондон Минск Монастир Нижний Новгород Новосибирск Новый Уренгой Пермь Петропавловск-Камчатский Пхукет Рига 
Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Симферополь Сочи Ставрополь Стамбул Тбилиси Тбилиси Тель-Авив Томск 
Тюмень Улан-Удэ Уфа Хабаровск Хургада Челябинск Чита Шарм-эль-Шейх