?Су-1 — советский экспериментальный истребитель времён Великой Отечественной войны. Самолёт проектировался как истребитель повышенной высотности.
Всего было построено 2 экземпляра самолётов: первый опытный самолёт И-135 (с декабря 1940 г. — Су-1) был построен на Харьковском заводе 25 мая 1940 года и по железной дороге отправлен для проведения заводских лётных испытаний. Второй экземпляр И-135 в незаконченном виде в январе 1941 года был направлен на Харьковский завод, где постройка самолёта, получившего обозначение Су-3, была завершена. Испытания самолёт не проходил.
История
Постановление Комитета Обороны, озаглавленное «О создании новых опытных самолётов истребителей в 1939-40 гг.» обязывало Главного конструктора П. О. Сухого и директора завода Нейштадта спроектировать и построить одноместный пушечный истребитель в двух экземплярах со сроками предъявления на госиспытания в марте и июле 1940 года соответственно. Самолёт проектировался как истребитель повышенной высотности. Его нельзя было рассматривать как высотный, поскольку гермокабина для лётчика не предусматривалась.
В соответствии с заказом № 330 первый опытный самолёт И-135 (с декабря 1940 года — Су-1) был построен на Харьковском заводе 25 мая 1940 года и по железной дороге отправлен для проведения заводских лётных испытаний. 15 июня лётчик А. П. Чернавский совершил на нем первый полёт. Испытания продолжались до 3 августа, когда А. П. Чернавский по ошибке посадил И-135 с убранными шасси, и самолёт получил незначительные повреждения. После завершения ремонта, с середины сентября испытания И-135 продолжил лётчик П. М. Попельнюшенко. Но вскоре, 2 октября в полёте произошло разрушение мотора. На этот раз полёт завершился благополучно — лётчику удалось посадить самолёт. После замены мотора, с 10 ноября, из-за болезни П. М. Попельнюшенко, полёты выполнял В. П. Фёдоров. Испытания продолжались до конца апреля 1942 года, были определены основные лётные характеристики самолёта.
Су-3
Второй экземпляр И-135 (заказ № 360) достраивали на харьковском заводе под руководством П.Д. Грушина. Отличие самолёта от предшественника заключалось в меньшей площади крыла — 18,0 м?. На этой машине, получившей название Су-3, провели те же доработки, что и на Су-1.
В январе 1941 г. самолёт в незаконченном виде направили на завод № 289, где он оказался 17-го числа. В воздух так и не поднялся из-за снега на заводском аэродроме.
Итоги проекта Су-1/Су-3
16 апреля 1941 года работы по самолётам Су-1 и Су-3 были прекращены «…в связи с выявившейся нецелесообразностью дальнейших работ по проектированию, постройке и испытания…». Дальнейшая их судьба малоизвестна. По некоторым сведениям, Су-1 был уничтожен при бомбёжке эшелона, следующего в г. Новосибирск. Су-3 находился в новосибирском филиале ЛИИ НКАП, где в марте-апреле 1942 года использовался для испытаний в ходе проведения НИР по рациональности применения ТК на современных истребителях.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 8,42 м
Размах крыла: 11,60 м
Высота: 2,71 м
Площадь крыла: 20,00 м?
Масса:
Масса пустого: 2495кг
Максимальная взлётная масса: 2875 кг
Двигатель: 1 ПД Климов М-105П
Мощность: 1100 л. с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 641 км/ч
Максимальная скорость у земли: 500 км/ч
Дальность полёта: 720 км
Практический потолок: 12500 м?