?Су-7 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.
Всего было произведено 1847 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.
История создания и производства
Работы над самолетом начались в 1953 году. В 1953—1954 годах был разработан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолетостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полетов этот самолет достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие результаты летных испытаний позволили приступить к строительству опытного образца самолета Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолет был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. В 1958 году Су-7 запущен в серийное производство. Су-7 был принят на вооружение 10 стран, включая СССР и государства Варшавского договора.
В процессе эксплуатации самолет неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолет был показан на воздушном параде в Домодедово.
Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21. По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР произошло 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф.
Конструктивные особенности
Су-7БКЛ: хорошо видно колёсно-лыжное шасси и блок 57-мм НАР УБ-16 Су-7 построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве основных удельных параметров самолета главный конструктор выбрал тяговооруженность, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м?. Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.
Впервые в истории советского авиастроения был применен цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолетах бустер помогал летчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолетах.
Больших усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После многодневных исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Такая схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолетостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря кабины был выбран вариант сдвижной назад кабины, что позволяло защитить летчика от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло КС-1 новой конструкции.
Технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 16,607 м
Размах крыла: 9,31 м
Высота: 4,157 м
Площадь крыла: 34 м?
Угол стреловидности по передней кромке: 63°
Масса пустого: 8370 кг
Нормальная взлётная масса: 11 983 кг
Максимальная взлётная масса: 13 043 кг
Масса топлива во внутренних баках: 2760 кг
Объём топливных баков:
Силовая установка: 1 ? ТРДФ АЛ-7Ф-1
Бесфорсажная тяга: 1 ? 6800 кгс
Форсажная тяга: 1 ? 9600 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 2120 км/ч
Крейсерская скорость: 786 км/ч
Практическая дальность: без ПТБ: 1130 км с ПТБ:
Практический потолок: 15 000 м
Скороподъёмность: 9600 м/мин
Длина разбега: 1350 м
Длина пробега: 900 м?