?АНТ-3 — двухместный одностоечный полутораплан, совершивший первый полёт в 1925 году.
История
В АНТ-3 был использован тип фюзеляжа самолёта АНТ-2. Фюзеляж выглядел высоким, с трёхгранным поперечным сечением. Наблюдатель-стрелок в этом сечении мог работать в стоячем положении. Верхнее крыло располагалось таким образом, что почти лежало на фюзеляже. Задание на проектирование и постройку АНТ-3 выдали в начале 1924 года; в апреле того же года был готов проект этого ЛА для двигателя «Либерти» мощностью в 400 л. с. Опытный образец выпустили в июле 1925 года.
С декабря 1925 года осуществлялась постройка головного экземпляра АНТ-3 для серии ГАЗ ¦ 5, а также нескольких экземпляров для перелётов в Европу, предполагавшихся в 1926 году. М. М. Громов давал такую рекомендацию: поставить на эти самолёты двигатель «Нэпир-Лайон» мощностью в 450 л. с. Это предложение утвердила комиссия по дальним перелётам. В головной ЛА были внесены некоторые поправки: среди них — изменение N-образных стоек и коробки крыльев на К-образные. В итоге АНТ-3 показал значительно лучшие данные.
На АНТ-3 «Пролетарий» Громов вместе с бортмехаником Е. В. Радзевичем в период с 30 августа по 2 сентября 1926 года выполнили круговой перелёт по маршруту Москва — Берлин — Париж — Вена — Прага — Варшава — Москва. Этот маршрут имел протяжённость 7150 км. Перелёт был выполнен за 34 ч 15 мин лётного времени. В 1927 году на таком же самолёте лётчик С. Шестаков вместе с бортмехаником Д. Фуфаевым выполнили перелёт по маршруту Москва — Сарапул — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Благовещенск — Спасск — Наньян — Окаяма — Токио — Москва. За 153 часа лётчики пролетели более 20 тысяч километров. Перелёты продемонстрировали во всём мире успехи самолётостроения в СССР и высокое мастерство лётчиков.
Лётно-технические характеристики
Размах крыла, м — 13;1
Длина, м — 9,4;
Высота, м — 2,95;
Площадь крыла, м? — 37;
Масса, кг:
пустого самолёта — 1 412;
максимальная взлётная — 2 400;
Тип двигателя — 1 ПД Niper-Lion;
Мощность, л.с. — 1?450;
Максимальная скорость, км/ч — 226;
Крейсерская скорость, км/ч — 195;
Практическая дальность, км — 560;
Скороподъёмность, м/мин — 294;
Практический потолок, м — 5 100;
Экипаж, чел — 1.?