Hawaiian Airlines (Хаваиен Эйрлайнс) (код IATA HA) — является одной из крупнейших авиакомпаний в Соединенных Штатах. Это также самая крупная авиакомпания на Гавайях. Hawaiian Airlines самая старая авиакомпания в США, которая может похвастаться тем, что у неё никогда не было несчастных случаев за всю историю существования.
Hawaiian Airlines обслуживает несколько направлений в Азиатско-Тихоокеанских странах и территориях.
Inter-Island Airways (гавайский: Hui Mokulele Piliaina), предшественник авиакомпании, которая теперь известна как Hawaiian Airlines, была зарегистрирована 30 января 1929 года. Inter-Island Airways, дочерняя компания Inter-Island Steam Navigation Company, начала свою деятельность. 6 октября 1929 года, с кардиостимулятором Bellanca CH-300, обеспечивающим короткие обзорные полеты над Оаху. Регулярное обслуживание началось месяц спустя, 11 ноября, с использованием Sikorsky S-38 с рейсом из Гонолулу в Хило с промежуточными остановками на Молокаи и Мауи.
1 октября 1941 года название было изменено на Hawaiian Airlines, когда компания отказалась от старых летающих лодок Sikorsky S-38 и Sikorsky S-43. Первые Douglas DC-3 были добавлены к флоту в августе 1941 года, некоторые экземпляры оставались в эксплуатации до окончательного вывода на пенсию в ноябре 1968 года.
Современное оборудование под давлением было введено с 1952 года в виде Convair 340. В 1959–60 были добавлены новые Convair 440, большая часть Convair была преобразована в турбины в 1965–67. Последние были проданы в 1974 году.
Hawaiian Airlines начала предлагать услуги реактивного самолета в 1966 году с приобретением самолета Douglas DC-9-10, который вдвое сократил время в пути на большинстве маршрутов.
Hawaiian Airlines начала расширять свое присутствие на протяжении 1980-х годов в результате жесткой конкуренции на межостровных маршрутах, созданной выходом на рынок Mid Pacific Air. В 1985 году компания начала свой первый набег за пределы межостровного рынка через чартерные перевозки в южную часть Тихого океана, а затем в остальную часть Тихого океана, используя самолет Douglas DC-8. Несмотря на ранние успехи этого нового бизнеса, Hawaiian была вынуждена сократить свои чартерные перевозки, когда федеральное правительство запретило всем самолетам DC-8 и B707 без комплектов секретности эксплуатироваться в США. Однако Hawaiian удалось получить кратковременное исключение для своих услуг в южной части Тихого океана.
Вскоре, в начале 1985 года, компания получила первые два взятых в лизинг Lockheed L-1011 TriStars. Один самолет был использован для запуска первой запланированной операции Hawaiian из Гавайев, ежедневных рейсов Гонолулу-Лос-Анджелес. Эта новая услуга впервые в своей истории поставила Hawaiian в прямую конкуренцию с крупнейшими авиаперевозчиками США. В течение 1985 и 1986 годов Hawaiian Airlines пополнила свой флот дополнительными самолетами L-1011 и использовала их для открытия рейсов в другие шлюзовые города Западного побережья, такие как Сан-Франциско, Сиэтл, Портленд, Лас-Вегас и Анкоридж, что поставило Hawaiian в дальнейшую конкуренцию. крупнейшие авиалинии США.
Между тем, Hawaiian Airlines также вышла на новые международные рынки Австралии и Новой Зеландии в 1986 году, предлагая комплексные услуги через международный аэропорт Паго-Паго. Hawaiian также активно развивала свой международный чартерный бизнес и выполняла контракты на военно-транспортные перевозки. Это привело к значительному росту доходов компании и привело к сокращению доли доходов от межостровных услуг до примерно трети от общих доходов компании.
В течение 1980-х годов компания Hawaiian также приступила к разработке и строительству аэропорта Капалуа на западной стороне Мауи. Открытый в 1987 году, аэропорт был спроектирован с взлетно-посадочной полосой длиной 3000 футов, что ограничивало его способность принимать большие самолеты. В результате, когда аэропорт впервые открылся, Hawaiian Airlines была единственным перевозчиком между островами, у которого имелись самолеты, способные обслуживать аэропорт. Со своими турбовинтовыми двигателями de Havilland Canada DHC-7 Dash 7 компания Hawaiian имела явное конкурентное преимущество на рынке Мауи.
В начале 1990-х годов Hawaiian Airlines столкнулась с финансовыми трудностями, понесив убытки в миллионы долларов за предыдущие три года. Из-за все более убыточной деятельности авиакомпании в сентябре 1993 года она подала заявление о защите от банкротства в соответствии с главой 11. За это время компания сократила многие из своих расходов: реорганизацию долга, борьбу с уступками со стороны сотрудников, сокращение избыточных мощностей и оптимизацию своего флота, избавившись от многих самолетов, которые она добавила в свой флот всего несколькими годами ранее.
В рамках реструктуризации Hawaiian в 1993 году она продала аэропорт Капалуа штату Гавайи. Вскоре после этого компания Hawaiian прекратила обслуживание аэропорта, так как списала свой флот Dash 7. Вывод из эксплуатации Dash 7 в 1994 году также привел к тому, что авиакомпания стала эксплуатировать более оптимизированный полностью реактивный парк, поскольку в сентябре 1994 года она вышла из банкротства.
Для замены выведенных из эксплуатации самолетов DC-8 и L-1011 компания Hawaiian Airlines арендовала шесть самолетов DC-10 у American Airlines, которая продолжала обслуживать самолет. Соглашение с American также включало участие в американской системе бронирования SABRE и участие в программе для часто летающих пассажиров AAdvantage American Airlines. Впоследствии DC-10 были сняты с производства в период с 2002 по 2003 год. Компания заменила эти арендованные DC-10 на 14 арендованных самолетов Boeing 767 в ходе программы модернизации парка, которая также заменила DC-9 новыми самолетами Boeing 717. Самолет Boeing отличался обновленным изображением хвостового оперения компании Pualani, которое появлялось на его самолете Douglas с 1970-х годов. Новый дизайн обновил местный художник Мауриэль Морежон. -2001-. Пуалани, что означает «цветок неба», ключевой символ гавайского бренда на протяжении более четырех десятилетий, продолжает изображаться на хвосте самолета; под ней серебряная почтовая лента с плетеными цветами пакалана обвивает фюзеляж.
В марте 2003 года авиакомпания Hawaiian Airlines подала заявление о защите от банкротства по главе 11 во второй раз в своей истории. Авиакомпания продолжала работать в обычном режиме, и на тот момент была просрочена сумма выплат в пенсионный план пилотов на сумму 4,5 миллиона долларов. В компании предложили прекратить действие этого плана. По состоянию на май 2005 года Hawaiian Airlines получила одобрение суда на свой план реорганизации. 2 июня 2005 года компания вышла из-под защиты от банкротства, сократив операционные расходы за счет пересмотра контрактов с профсоюзными рабочими группами; реструктуризация договоров аренды самолетов; и инвестиции от RC Aviation, подразделения Ranch Capital, расположенного в Сан-Диего, которое купило контрольный пакет акций материнской компании Hawaiian Holdings Inc. в 2004 году.
1 октября 2005 года Hawaiian Airlines открыла ежедневные беспосадочные рейсы из Гонолулу в Сан-Хосе, Калифорния. Это сделало Сан-Хосе пятым воротным городом в Калифорнии, обслуживаемым гавайцами; другими были Лос-Анджелес, Сан-Диего, Сакраменто и Сан-Франциско.
4 мая 2006 года Hawaiian Airlines расширила авиасообщение между материковой частью США и Гавайями в ожидании ввода в эксплуатацию четырех дополнительных самолетов Boeing 767-300, в первую очередь ориентированных на расширение беспосадочных рейсов в аэропорт Кахулуи из Сан-Диего, Сиэтла и Портленда. Также были добавлены дополнительные рейсы между Гонолулу и городами Сакраменто, Сиэтл и Лос-Анджелес. В 2006 году «Гавайские авиалинии» были признаны лучшим перевозчиком на Гавайях журналами Travel + Leisure, Zagat и Conde Nast Traveller.
24 июля 2007 года Hawaiian Airlines и Air New Zealand подписали контракт на 45 миллионов долларов с Air New Zealand на выполнение тяжелых работ по техническому обслуживанию гавайских самолетов Boeing 767. Этот контракт длился пять лет. Air New Zealand заявила, что эта возможность также даст им возможность повысить свой опыт работы с самолетами 767. В августе 2007 года «Сиэтл Сихокс» стала второй спортивной командой, которая начала использовать «Гавайские авиалинии» для поездок на игры. Рейдеры Лас-Вегаса, также входящие в состав НФЛ, летают на Гавайских авиалиниях с 1990-х годов. Эти две команды раньше летали на гавайских Boeing 767 до и после всех своих игр, но теперь путешествуют на гавайских Airbus A330. Некоторые из гавайских самолетов Boeing 767 и A330 были оснащены наклейками с логотипами рейдеров.
В марте 2008 года авиакомпания открыла беспосадочные рейсы в столицу Филиппин Манилу, что стало первым крупным международным расширением с момента выхода из системы защиты от банкротства в июне 2005 года. В ответ на закрытие ATA Airlines и Aloha Airlines 1 мая 2008 года авиакомпания начала полеты в Окленд.
16 февраля 2010 года Hawaiian Airlines запросила разрешение Министерства транспорта США на начало беспосадочных полетов из своего хаба в Гонолулу в Токио-Ханэда где-то в 2010 году. Авиакомпания была одним из пяти американских перевозчиков - другими были Delta Air Lines. Continental Airlines, United Airlines и American Airlines - запрашивают разрешение на обслуживание Ханэда в рамках американо-японского соглашения OpenSkies. Министерство транспорта США предоставило разрешение на начало беспосадочного обслуживания в Ханэде, Япония. Рейс начал выполняться 18 ноября 2010 года. Кроме того, авиакомпания планирует заключить код-шеринговое соглашение с All Nippon Airways.
12 января 2011 года Hawaiian Airlines открыла беспосадочные рейсы в Сеул-Инчхон, Южная Корея. 31 марта 2011 г. компания Hawaiian объявила, что будут ремонтировать холл регистрации межостровного терминала в международном аэропорту Гонолулу (главный хаб Гавайев). Hawaiian, единственный пассажир межостровного терминала, уберет традиционную стойку регистрации и установит шесть круглых островков регистрации в центре вестибюлей. Эти острова для регистрации могут использоваться для межостровных, материковых и международных рейсов. 12 июля 2011 года компания Hawaiian добавила в свою сеть Осаку, Япония. 17 ноября 2011 г. компания Hawaiian заказала еще пять самолетов Airbus A330-200.
4 июня 2012 г. компания Hawaiian расширилась до восточного побережья, совершая ежедневные рейсы в международный аэропорт Нью-Йорка имени Джона Ф. Кеннеди. 30 августа 2012 г. компания Hawaiian подала заявку в Министерство транспорта США на создание беспосадочного маршрута между Кона и Токио-Ханэда. Это заполнило бы пустоту, которую оставила Japan Airlines, когда она прекратила обслуживание Kona почти двумя годами ранее. Однако Министерство транспорта США отклонило заявку авиакомпании на начало обслуживания. 3 декабря 2012 года авиакомпания объявила о планах начать полеты в Тайбэй, Тайвань (Китайская Республика), начиная с 9 июля 2013 года, в рамках своих планов агрессивного расширения.
11 февраля 2013 года авиакомпания объявила о создании нового предприятия в сфере турбовинтовых межостровных перевозок «Охана от Гавайских островов». Авиакомпания Empire Airlines использует турбовинтовые самолеты ATR 42-500. Служба началась 11 марта 2014 года в Молокаи и Ланаи. Летом 2014 года авиакомпания расширила больше маршрутов «Охана по Гавайям» между Кахулуи, Кайлуа-Кона и Хило. 10 апреля 2013 года авиакомпания объявила о своем первом пункте назначения в Китае, а рейсы в Пекин, как ожидается, начнутся 16 апреля. 2014 г., ожидает одобрения правительства. В то же время авиакомпания объявила о прекращении полетов в столицу Филиппин Манилу 31 июля 2013 года. 11 июля 2013 года авиакомпания подписала код-шеринговое соглашение с China Airlines.
12 марта 2014 года компания Hawaiian объявила, что 2 мая начнет ежедневное сообщение между Кахулуи и Лос-Анджелесом, добавив второй рейс с 30 июня по 8 сентября в ответ на спрос пассажиров. Также начнется бесперебойное летнее сообщение между Лос-Анджелесом и Лихуэ, Кауаи и Коной, Гавайи. 14 августа 2014 года авиакомпания объявила о прямом сообщении между Кахулуи и Сан-Франциско, начиная с ноября.
5 января 2015 года компания Hawaiian повторно подала ранее отклоненную заявку в Министерство транспорта США (DOT) на маршрут Кона-Ханеда, и обслуживание, если оно будет одобрено, начнется в июне. Запрос был вызван решением DOT в декабре 2014 года о рассмотрении общественного интереса к маршруту Сиэтл-Токио Delta Air Lines после того, как Delta сократила частоту этих рейсов с ежедневных на сезонные. 31 марта DOT снова отклонило запрос, решив вместо этого позволить Delta продолжить выполнение маршрута, а American Airlines взяла на себя ответственность, если запланированное обслуживание Delta продолжит отказывать.
1 мая 2017 года авиакомпания представила новый логотип и ливрею для своих самолетов.
6 марта 2018 года авиакомпания объявила о заказе 10 самолетов Boeing 787-9 Dreamliner с опциями еще на десять; выбор двигателей GE GEnx.
Из-за экономических последствий пандемии COVID-19 компания Hawaiian Airlines сообщила о чистом убытке в размере более 100 миллионов долларов во втором квартале 2020 года.
Четырнадцатидневный карантин для путешествий, который был восстановлен на август 2020 года, также способствовал планам Hawaiian Airlines по сокращению компании на 15-25% к лету 2021 года.
27 мая 2021 года компания Hawaiian объявила, что прекратит использование гавайской торговой марки «Охана» и ее грузовые и пассажирские перевозки после пандемии и, как следствие, карантина, который существенно повлиял на поездки между островами. Перебои в обслуживании вынудили авиакомпанию пересмотреть целесообразность операции и решить, что она больше нецелесообразна. Парк ATR перевозчика будет перемещен на материк и подготовлен к продаже.
По состоянию на июль 2021 годаа флот Hawaiian Airlines состоит из 60 самолётов со средним возрастом 9,9 лет.