Ан-148
Ан-148 – пассажирский региональный самолет нового поколения.
АНТК им. О.К.Антонова совместно с 240 предприятиями из 14 стран мира создает семейство двухдвигательных реактивных региональных самолетов Ан-148. Они предназначены для пассажирских, грузо-пассажирских и грузовых перевозок на региональных и магистральных линиях. На воздушных трассах новые лайнеры заменят Ан-24, Ту-134, Як-40 и Як-42. В соответствии с пожеланиями потенциальных заказчиков партнеры по программе Ан-148 разрабатывают следующие самолеты семейства:
- варианты для перевозки 68–85 пассажиров:
- Ан-148-100А – на дальность 2100 км;
- Ан-148-100В – на дальность 3500 км;
- Ан-148-100Е – на дальность 4400 км;
- модификации:
- варианты повышенной пассажировместимости;
- варианты с максимальным уровнем комфорта для пассажиров;
- грузовой самолет с боковой и грузовой дверью;
- грузовой самолет с задним люком-рампой;
- грузопассажирские;
- специального назначения.
Конструкторские решения, примененные в самолетах семейства Ан-148, обеспечивают новым воздушным лайнерам ряд преимуществ. Одно из них — значительно более высокий уровень защищенности двигателей и крыла от повреждений посторонними предметами, обусловленный схемой самолета «высокоплан с двигателями на пилонах под крылом». Ан-148 может безопасно работать на слабоподготовленных, галечных, грунтовых, обледеневших и заснеженных взлетно-посадочных полосах. Наличие вспомогательной силовой установки, бортовой системы регистрации состояния систем, а также высокий уровень эксплуатабельности и надежности позволяют использовать самолеты семейства практически на любых аэродромах, в том числе и на значительно удаленных от аэродрома постоянного базирования. Благодаря удобному по высоте расположению подпольных грузовых отсеков, при загрузке-выгрузке багажа не требуется применение специальных наземных средств.
На самолетах семейства Ан-148 устанавливаются двигатели Д-436-148, серийно выпускаемые предприятиями Украины и России. Этот двигатель оснащен системами автоматического управления и контроля, которые оптимизируют его работу на всех участках полета, повышают надежность, сокращают расход топлива и стоимость обслуживания. Двигатели Ан-148 отвечают всем современным требованиям ICAO и «Евроконтроля». Их назначенный ресурс составляет 40000 ч, 20000 циклов. Рассматриваются также варианты Ан-148, оснащенные современными зарубежными двигателями тягой 6400 – 8000 кгс.
Современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, применение многофункциональных индикаторов, электродистанционной системы управления полетом самолета позволяют использовать Ан-148 на любых воздушных трассах, включая маршруты с высокой интенсивностью полетов, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Обеспечено ручное и автоматическое самолетовождение, в том числе по запрограммированному маршруту, автоматический заход на посадку по нормам I, II и III А категорий ICAO. Ан-148 могут летать по международным трассам и линиям в навигационных системах B-RNAV и B-RNAV с обеспечением точностных характеристик RNP-5 и RNP-1. Решаются задачи навигации и управления процессом самолетовождения на всех этапах полета от взлета до захода на посадку по воздушным трассам и произвольным маршрутам на оборудованных и необорудованных трассах, в том числе маневрирования в зоне аэродрома по схемам SID и STAR. Самолет выполняет процедуры захода на посадку APPROACH. Обеспечены: возможность полета с вертикальным эшелонированием через 300 метров; раннее предупреждение приближения земли; предупреждение столкновения самолетов в воздухе. Ведется документирование переговоров членов экипажа. Организована двухсторонняя устойчивая радиосвязь со службами УВД и с экипажами других самолетов в МВ- диапазонах, а также в ДКМВ - диапазонах.
Экипаж получает информацию о работе и параметрах всех систем самолета, тексты аварийных, предупреждающих и уведомляющих сигналов с рекомендациями по парированию возникших ситуаций. Данные выводятся на многофункциональные ЖК-дисплеи.
Бортовая система видеонаблюдения, устанавливаемая на АН-148, позволяет экипажу вести постоянное видеонаблюдение за обстановкой в пассажирских салонах и в служебных помещениях самолета.
Предусмотрена установка опционного оборудования, позволяющего еще больше улучшить условия работы экипажа, повысить комфорт пассажиров в полете. Например, возможны:
- передача сообщений в режиме ACARS;
- селективный вызов экипажа по каналам радиосвязи;
- предоставление пассажирам информационно-развлекательных ауди и видео программ;
- обеспечение пассажиров телефонной и факсимильной спутниковой коммерческой радиосвязью.
Комфорт пассажирской кабины Ан-148 соответствует уровню комфорта самых современных магистральных самолетов. Это достигнуто благодаря рациональной компоновке и составу сервисных помещений, эргономической оптимизации общего и индивидуального пространств пассажирского салона, применению современных кресел, дизайна и материалов интерьера, а также низкому уровню шума. В пассажирской кабине установлена информационно-развлека-тельная система. Ручную кладь можно расположить на закрываемых багажных полках. По своему объему эти полки (суммарный объем - 4,2 м3) - самые большие в классе региональных и ближнемагистральных самолетов. Общий объем багажно-грузовых отсеков самолета, располо-женных под полом пассажирского салона и в хвосте лайнера - 14,6 м3.
На Ан-148 также предусмотрен комплекс мер авиационной безопасности. Самолет оборудован: пуленепробиваемыми дверями; устройствами связи экипажа и бортпроводников; системой видеонаблюдения; местом для хранения оружия и боеприпасов; замаскированными подходами; противоугонными устройствами; специальным местом для размещения подозритель-ных предметов, обнаруженных на борту самолета.
Техническое обслуживание самолетов Ан-148 основано на удовлетворении требований международных стандартов ICAO (MSG-3) и обеспечивает поддержание летной годности самолета в пределах жизненного цикла эксплуатации по состоянию с интенсивностью 300-375 ч в месяц с коэффициентом готовности более 99%, при минимизации затрат на ТО (1,3 чел-ч на 1 ч налета, 30 мин. - транзитное ТО (А1), 2 часа на замену двигателя).
На самолетах семейства Ан-148 устанавливается бортовая система технического обслуживания БСТО-148, позволяющая вести постоянный контроль и фиксирование работы всех систем самолета. В наземных условиях имеется возможность быстрого поиска неисправных легкосъемных электронных блоков и выдачи команд на их тестирование после ремонта. Контролируется состояние систем самолета, не имеющих встроенных средств контроля (ВСК). Возможна также выдача в бортовую радиостанцию информации об отказах для передачи ее на наземную станцию в режиме ACARS.
26 февраля 2007г. самолет Ан-148, его двигатель Д-436-148 и вспомогательная силовая установка АИ-450-МС получили сертификаты Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и Государственной Авиационной Администрации Украины.
Сертификация Ан-148 проводилась в соответствии с сертификационным базисом СБ-148, разработанным на основе авиационных требований стран СНГ АП-25 и европейских СS-25. По шуму на местности Ан-148 удовлетворяет требованиям главы 4 Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (том 1 «Авиационный шум» с поправками по 7-ю включительно) и требованиям части 36 Авиационных правил АП-36. По эмиссии — требованиям главы Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (том 2 «Эмиссия авиационных двигателей» с поправкой по 4-ю включительно) и требованиям Авиационных правил АП-34.
Первый полет Ан-148 состоялся 17 декабря 2004г. В марте следующего года самолет подтвердил расчетные характеристики в полетах на больших углах атаки. Самолет на различных высотах выводился на режимы сваливания. Делалось это при положениях элементов механизации крыла и шасси, характерных для различных этапов полета пассажирского самолета. Практически во всех конфигурациях самолет продемонстрировал четко различаемые естественные признаки приближения к сваливанию. Поведение самолета на критических режимах оказалось благоприятным и соответствовало требованиям Авиационных правил.
Не менее важны для безопасной эксплуатации любого самолета испытания в условиях естественного обледенения, которые Ан-148 успешно завершил в районе Архангельска (Россия) в апреле 2005г. Там были выполнены 14 полетов общей продолжительностью 40,5 часов, в ходе которых наблюдалась максимальная интенсивность нарастания льда 3,33 мм в минуту при температуре наружного воздуха -23°С. Испытания заключались в проверке работы противообледенительной системы (ПОС) крыла, хвостового оперения, воздухозаборников двигателей как в режиме предупреждения нарастания льда, так и в режиме его удаления. При этом была проверена эффективность обогрева остекления кабины экипажа, работа сигнализаторов обледенения, автоматики управления подсистемами ПОС. Изучены формы и размеры отложений льда на поверхностях крыла и стабилизатора при работающей и отключенной ПОС. Кроме того, в реальных полетах подтверждены аэродинамические характеристики Ан-148 при штатной работе ПОС, а также при имитации отказов ПОС крыла и горизонтального оперения. Замерены расходы топлива при полете со льдом. Изучено поведение самолета при обледенении и имитации отказа одного двигателя, работа пилотажно-навигационного и другого оборудования. Отработаны технологии выполнения различных форм технического обслуживания самолета при эксплуатации в северных условиях.
В июле 2005г. оба Ан-148 прошли проверку в совершенно других условиях, выполнив серию полетов в Узбекистане, где температура воздуха достигала +45°С. Затем они перелетели в Армению и приступили к следующему этапу испытаний - в условиях высокогорья. Аэропорт Гюмри, на котором базировался Ан-148, расположен на высоте 1525 м над уровнем моря. Результаты испытаний показали соответствие реальных характеристик Ан-148 расчетным и подтвердили безопасность эксплуатации самолетов семейства Ан-148 в условиях высоких температур окружающего воздуха и высокогорья. Значит, самолет сможет безопасно работать в южных районах России, государствах Средней Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.
В августе 2005г. программа испытаний была продолжена. В частности, подверглись уточнению характеристики устойчивости и управляемости самолета, был изучен уровень шума на местности, выполнены полеты на определение минимальных скоростей отрыва, в том числе с имитацией отказа двигателя, проверена работа навигационной системы, отработано необходимое математическое обеспечение. Важной вехой процесса сертификации стали полеты с 5 вариантами имитаторов льда, приклеенными на крыло и оперение. Эти испытания были необходимы, чтобы проверить поведение самолета в самых тяжелых условиях обледенения. Также завершены сертификационные испытания по эвакуации пассажиров и экипажа в случае аварийной посадки на сушу. Они проводились ночью при воздействии ряда усложняющих факторов, в том числе при разбросанных по пассажирскому салону предметах ручной клади и багажа. Как предусмотрено правилами сертификации, для покидания использовались аварийные выходы только с одного борта самолета. Находившиеся на борту 74 человека покинули самолет за 47 секунд при норме 90 секунд.
За период с 27 декабря 2005 г. по 29 января 2006 г. первый и второй экземпляры Ан-148 прошли полный цикл проверок на земле и в воздухе при температурах до -52°С и полностью подтвердили возможность эксплуатации в столь суровых климатических условиях. На самолетах выполнены запуски маршевых двигателей и вспомогательной силовой установки, оценена работа систем кондиционирования воздуха, регулирования давления, радиоэлектронного и бытового оборудования, системы управления, гидросистемы, топливной системы и шасси. Проверена газодинамическая устойчивость маршевых двигателей, а также питание их топливом самотеком. Проверены взлетно-посадочные и летные характеристики Ан-148, а также высотно-скоростные характеристики маршевых двигателей. Испытания проведены в соответствии с программой, утвержденной разработчиками самолета, бортового оборудования, сертификационными центрами и одобренной Авиарегистром Межгосударственного Авиационного Комитета и Госавиаслужбой Украины.
В июне 2006г. Ан-148-100В завершил важный этап сертификационных испытаний по определению соответствия характеристик самолета общим требованиям летной годности при имитации отказов функциональных систем – гидравлической, топливной, управления и других, а также маршевой двигательной установки и вспомогательной силовой установки. Этап включал 23 полета. В ходе их было доказано, что конструкция Ан-148, в соответствии с требованиями самых современных Норм летной годности, в случае возникновения отказов в важнейших бортовых системах позволяет безопасно завершить полет. Это достигается благодаря дублированию и резервированию основных систем, а также своевременному обнаружению возникающих отказов и переходу на резервные каналы.
В ходе программы летных сертификационных испытаний два самолета головной партии в общей сложности выполнили около 600 полетов, в том числе на предельных режимах. Завершены также прочностные и усталостные испытания.
В ноябре 2007г. Ан-148 прошел испытания по расширению условий эксплуатации на грунтовых ВПП. В результате было доказано, что самолет может успешно применяться на таких аэродромах.
В ноябре 2008г. самолет Ан-148-100 № 01-02 успешно прошел летные испытания в Европейском воздушном пространстве по программе полетов в условиях точной зональной навигации и доказал возможность эксплуатации на международных воздушных трассах и линиях в навигационных системах B-RNAV и P-RNAV с обеспечением точностных характеристик вплоть до RNP-1.
Ан-148 с успехом демонстрировался на Московских салонах "МАКС" в 2005 и 2007г. на салоне «Авиасвит-ХХI», который проходил в Киеве в 2006 и 2008г., на Парижском Авиакосмичес-ком салоне «Ле Бурже-2007» в июне 2007г. и на выставке на острове Киш в Иране в 2008г. Намерение приобрести в общей сложности более 100 Ан-148 высказали авиакомпании России, Украины, Казахстана и Кубы.
Производство Ан-148 уже начато. Лицензионные договора на производство самолетов Ан-148 подписаны с ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" ("ВАСО") и с ГП Киевский авиационный завод «Авиант» (КиАЗ). Запланированный темп постройки Ан-148 на обоих заводах – 36 самолетов в год.
Следуя пожеланиям заказчиков, АНТК им. О.К. Антонова разрабатывает новые самолеты на основе Ан-148. Один из них Ан-158, способный принять на борт до 99 пассажиров, в отличие от 85-местного Ан-148-100. Потребность рынка в таком самолете на период до 2015г. оценивается в 200 единиц. Создается также ряд самолетов, получивших обозначение Ан-168. Они предназначены для деловых полетов VIP-персон и использования в качестве «корпоративного шаттла». Ан-168 смогут принимать на борт от 18 до 38 человек и нести их с высокой степенью комфорта со скоростью 850 км/ч на дальность до 7000 км. Потребность в самолетах такого класса до 2015г. оценивается в 60 единиц, а до 2025г. – более, чем в 120.
Активный коммерческий старт программы Ан-148 объясняется тем, что партнеры по ее реализации, стремились в максимальной степени учесть пожелания потенциальных заказчиков. Авиакомпании стран Содружества оказали значительное влияние на выбор основных проектных параметров Ан-148, практически стали полноправными участниками его создания.
Программа Ан-148 осуществляется на принципах разделения рисков. Кооперация по этой программе базируется на твердой правовой основе. Еще в 2004г. в ходе выставки «Авиасвит-XXI» в Киеве руководители АНТК им. О.К.Антонова, ОАО «ВАСО», ОАО «ИФК», ГП КиАЗ «Авиант», Харьковского государственного авиационного производственного предприятия подписали «Соглашение о взаимодействии при кооперированном серийном производстве, реализации, техническом сопровождении эксплуатации самолета Ан-148». Эти предприятия договорились вести единую политику при реализации программы Ан-148, причем каждое из них приняло на себя риск и ответственность в пределах конкретной сферы деятельности. В целях координации работ функционирует Совет руководителей, решения которого обязательны для предприятий-партнеров. Таким образом, создан механизм, позволяющий авиакомпаниям эффективно приобретать, эксплуатировать и осуществлять послепродажное обслуживание Ан-148.
В реализации программы Ан-148 принимают участие 240 компаний из 14 стран мира. В том числе:
- украинские: «Южный машиностроительный завод», ОАО «Мотор-Сич», АОЗТ «УкрНИИРА», НИИ «Буран», ОАО «Авиаконтроль», Харьковское Агрегатное Конструкторское Бюро, АО «Украналит», АОЗТ «Електронприлад»;
- российские: ОАО «Авиаприбор-Холдинг», Московский институт электромеханики и автоматики, ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», Объединенный авиаприборостроительный консорциум, ОАО АК «Рубин», ОАО «Теплообменник», ОАО «Аэро-электромаш», ОАО «Техприбор»;
- французские: Deutch, Filotex, Thales, LIEBHERR; Crouzet Automatizmes;
- немецкие: Litef, Goodrich Hella Aerospace, Hawker, PALL Corporation, Monogram System;
- американские: Rockwell Collins, ASCC;
- английские: Raychem, Dunlop Aircraft Tyres Limited.
Информация предоставлена официальным сайтом ОКБ им. Антонова: www.antonov.com
Оставить комментарий/отзыв
|
|