Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Аэропорт Кольцово» на уровне ruАА, прогноз по рейтингу стабильный.
Кредитный рейтинг АО «Аэропорт Кольцово» присвоен в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на основе консолидированной отчетности по МСФО материнской холдинговой компании (далее – «холдинг»), в которую входит объект рейтинга.
АО «Аэропорт Кольцово» (далее – «группа») напрямую или через дочерние компании владеет шестью действующими аэропортами федерального значения – в Уральском, в Приволжском (три аэропорта), в Южном и в Дальневосточном федеральных округах, а также рядом предприятий, осуществляющих бортовое обслуживание и управляющих транспортной инфраструктурой аэропортов. В рамках концессионных соглашений группа реализует инвестиционные проекты по строительству новых аэропортовых комплексов в Омской области и в Карачаево-Черкесской Республике.
Рейтинг кредитоспособности АО «Аэропорт Кольцово» обусловлен высокой оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, сильными рыночными и конкурентными позициями, комфортным уровнем долговой нагрузки, с учетом инвестиционной нагрузки, устойчивыми показателями рентабельности и достаточным уровнем ликвидности, а также низким уровнем корпоративных рисков.
Оценка внешнего влияния
АО «Аэропорт Кольцово» оценивается на основе консолидированной отчетности по стандартам МСФО материнской холдинговой компании, по совокупности следующих критериев:
Холдинг непосредственно контролирует 89,93% капитала АО «Аэропорт Кольцово». АО «Аэропорт Кольцово» и ее дочерние компании являются единственными активами холдинга.
Денежный поток от рейтингуемого лица в консолидированной отчетности холдинга за последний завершившийся год составляет более 30%;
Доля активов рейтингуемого лица и его дочерних обществ в консолидированной отчетности холдинга составляет более 30%;
Денежный поток рейтингуемого лица будет формироваться в будущем более чем на 50 % от компаний холдинга.
Обоснование рейтинга
Высокая оценка риск-профиля отрасли. Отрасль транспортной инфраструктуры характеризуется высокими барьерами для входа новых игроков ввиду капиталоёмкости проектов, что объясняет ограниченную конкуренцию на рынке. Агентство умеренно-положительно оценивает устойчивость отрасли и компании к внешним шокам ввиду высокой зависимости финансовых результатов компаний от динамики пассажиропотока, который в свою очередь обусловлен динамикой располагаемых доходов населения и цен на авиабилеты. Последние в значительной степени зависят от наличия мер поддержки авиационной отрасли, которая нестабильна во времени. При этом агентство отмечает, что группе удалось относительно успешно пройти кризисный период 2020–2022 годов и выйти на стабильные темпы роста пассажиропотока. Суммарный пассажиропоток группы в 2023 году составил 14,4 млн пассажиров и превысил показатель 2019 года по всем аэропортам группы, за исключением одного из аэропортов в Южном федеральном округе, приостановившего деятельность в связи с введенным режимом ограничения полетов.
Сильные рыночные и конкурентные позиции. В соответствии с методологией агентства активы группы характеризуются умеренной степенью изношенности и составляет 37% по данным отчетности по МСФО. Дочерние предприятия являются монополистами в своих регионах, что позволяет высоко оценить рыночные позиции группы. Рынок сбыта оценивается на высоком уровне, учитывая высокий показатель средневзвешенного уровня среднедушевых доходов населения в регионах обслуживания. Агентство отмечает, что выручка группы частично зависит от тарифов, регулируемых государством. Повышение регулируемых тарифов должно быть обосновано ростом затрат, например, необходимостью компенсации понесенных капитальных затрат. Действующие регулируемые и нерегулируемые тарифы позволяют покрывать все операционные и поддерживающие капитальные расходы.
Крупнейшими обслуживаемыми авиакомпаниями в структуре выручки с долей 29% являются компании группы ПАО «Аэрофлот» (ruAА, стаб.). Агентство отмечает отсутствие концентрации поставщиков услуг. Крупнейшим операционным активом является аэропорт «Кольцово», на долю которого по итогам 2023 года приходится 46% выручки группы. Страхования ключевых рисков частично снижает риски получения убытков в результате наступления форс-мажорных событий.
Устойчивые показатели рентабельности. Показатели рентабельности группы за весь рассматриваемый период остаются на комфортном уровне относительно бенчмарков агентства. Агентство не ожидает ухудшения данного показателя в среднесрочной перспективе.
Комфортная долговая нагрузка. Отношение скорректированного на чистый оборотный капитал долга в среднем за анализируемый период (31.12.2022-31.12.2025) к EBITDA составляет 2,5х, что соответствует минимальному пороговому значению бенчмарков агентства. Агентство не ожидает существенного изменения показателя долговой нагрузки на горизонте 12 мес.
Для целей оценки финансовых показателей агентство учитывает в составе долга поручительства, выданные за связанные компании, за исключением выданных поручительств по концессионным обязательствам, а также деконсолидирует собственный долг группы в рамках концессионных обязательств концессионных проектов, принимая во внимание высокую защищенность таких обязательств от дефолта в рамках заключенных концессионных соглашений.
Долг группы представлен рублевыми банковскими займами, преимущественно привлечёнными под фиксированную процентную ставку. Долговые обязательства в иностранной валюте отсутствуют. Покрытие процентных платежей показателем EBITDA в среднем за анализируемый период составляет 4,1х, что соответствует минимальному пороговому значению бенчмарков агентства. Группа принимает активные меры для нивелирования влияния роста ключевой ставки ЦБ РФ посредством привлечения финансирования по льготным ставкам в рамках действующих мер государственной поддержки. По состоянию на отчетную дату более половины кредитного портфеля группы составляют льготные кредиты и займы. Однако, по мнению агентства, данный показатель может снизиться до 3х в прогнозных периодах.
Достаточный уровень ликвидности. Операционный денежный поток на горизонте 12 месяцев от отчетной даты с учетом денежных средств на балансе и свободных кредитных лимитов будет достаточен для покрытия процентных расходов, выплат по основному долгу, расходов на поддерживающий САРЕХ и дивидендных выплат. Остаток свободных денежных средств размещен на депозитах в банках с высоким кредитным качеством. Группа имеет комфортный график погашения кредитного портфеля.
Низкий уровень корпоративных рисков обусловлен прозрачной структурой собственности, высоким уровнем стратегического и операционного планирования. В компании действует Совет директоров, независимые члены отсутствуют. Годовая финансовая отчетность по МСФО формируется на уровне холдинга. Агентство отмечает отсутствие сформированного коллегиального исполнительного органа, а также коллегиального органа, в функции которого входит управление рисками. Однако, система риск-менеджмента позитивно оценивается агентством – ключевые риски застрахованы в страховых компаниях с высоким уровнем надежности.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен АО «Аэропорт Кольцово» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Аэропорт Кольцово», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Аэропорт Кольцово» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Аэропорт Кольцово» дополнительных услуг.
Фото: Юрий Ломакин