Международные Авиалинии Украины (Ukraine International Airlines) (код IATA PS) — флагманская авиакомпания и самый крупный авиаперевозчик Украины. Главный офис компании находится в Киеве, хаб — в киевском международном аэропорту «Борисполь». Компания осуществляет пассажирские и грузовые авиаперевозки по основным направлениям Украина — Европа, США, Ближний Восток, СНГ, Азия.
МАУ — первая украинская авиакомпания, созданная с участием частного капитала. С 2011 года 100 % акций компании принадлежат частным компаниям.
Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (сокращённо — МАУ) была создана в 1992 году. Первый рейс был выполнен по маршруту Киев-Лондон-Киев 25 ноября 1992 года. Эта дата считается днём рождения авиакомпании МАУ. С самого начала «Международные авиалинии Украины» осуществляли свои рейсы на самолётах семейства Боинг-737, став, таким образом, первым в СНГ эксплуатантом авиалайнеров этого типа.
В середине 1990-х авиаперевозчик сменил название и ливрею. С фюзеляжей самолётов убрали приставку Air, и авиакомпания начала называться просто Ukraine International. Логотип на хвосте также был изменён. Вместо стилизованного трезубца-сокола в хвостовом кружке появился сокол. В 2013 году, после прекращения полётов авиакомпании Аэросвит, «МАУ» в короткий срок сумела восстановить сообщение по большинству маршрутов, которые ранее обеспечивал «Аэросвит».
В настоящее время авиакомпания выполняет около 1100 международных и внутренних рейсов в неделю, соединяя Украину (Киев, Львов, Запорожье, Днепр, Одесса, Харьков, Ивано-Франковск, Винница, Херсон, Черновцы) и 40 столиц и крупных городов Европы, СНГ, Северной Америки, Азии, Ближнего Востока и Африки. Также МАУ обеспечивает стыковки с маршрутами своих международных партнёров в более 3000 направлений по всему миру.
МАУ обладает сертификатом JAR-145, который даёт право на полный цикл технического обслуживания техники фирмы Boeing, включая выполнение сложных форм техобслуживания C-Check и D-Check. Сертифицирована IOSA и IATA, а также Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA).
Свой первый дальнемагистральный рейс авиакомпания МАУ выполнила 9 декабря 2013 по маршруту Киев-Бангкок на широкофюзеляжном авиалайнере Boeing 767-300ER. Вторым, запущенным 25 апреля 2014, стало направление из Киева в Нью-Йорк. Таким образом, было восстановлено прямое воздушное сообщение между Украиной и США.
В 2014 году в сложных политико-экономических условиях – вооруженный конфликт на востоке Украины, оккупация и аннексия Крыма, девальвация национальной валюты и, соответственно, резкий рост расходов в иностранной валюте – МАУ была вынуждена стабилизировать бизнес путем снижения затрат. Впервые в истории пришлось прибегнуть к сокращению штата, оптимизации флота, прекращению эксплуатации ряда неприбыльных маршрутов.
Вместе с тем, с целью обеспечить доступность услуг авиакомпании для пассажиров, руководство МАУ приняло решение о системном снижении тарифов путем выведения из цены билета стоимости дополнительных услуг. Данный шаг позволил МАУ предложить клиентам низкие тарифы и стать первым в мире сетевым низкотарифным перевозчиком.
В период с 2014 по 2017 годы МАУ продолжала сохранять и развивать маршрутную сеть для обеспечения хабовой модели несмотря на облет территории РФ, что делало ее неконкурентной. Хабовая модель развития была утверждена указом Президента и развивалась совместными усилиями с аэропортом «Борисполь».
В конце 2019 топ-менеджмент МАУ инициировал оптимизацию маршрутной сети авиакомпании с целью снижения избыточных расходов и вывода компании на безубыточность в 2020 году с последующим стабильным развитием. В частности, были отменены убыточные рейсы в Алматы, Пекин и Бангкок на основании неоправданных затрат на рейсах из-за необходимости облета территорий Российской Федерации. В период 2014-2019 годов через неравноправные условия ведения бизнеса (облет территории Российской Федерации на восточном плече сети, среди конкурентов на маршруте осуществляла исключительно авиакомпания МАУ) авиакомпания потеряла около $ 216 млн. В результате мероприятий по пересмотру программы полетов МАУ уже в начале 2020 привлекла сверхплановое поступление в $ 11 млн.
8 января 2020 произошла крупнейшая авиакастрофа среди украинской авиации за последние десятилетия. Самолет авиакомпании МАУ с регистрационным номером UR-PSR, вылетевший из аэропорта им.Хомейни, рейсом PS752 из Тегерана в Киев, был сбит военной ракетой в небе над Ираном. На борту находились 176 человек: 167 пассажиров и 9 членов экипажа, все они погибли.
Весной 2020 был введен полный локдаун с целью остановки коронавирусной инфекции COVID-19. В этот период были полностью остановлены регулярные полеты в Украину и за ее пределами, поэтому менеджмент МАУ реализовал антикризисную программу по реструктуризации расходов, оптимизации штата и минимизации расходов авиакомпании. Это позволило снизить обязательные ежемесячные операционные расходы МАУ почти втрое одновременно освободив около 1000 человек.
С момента частичного восстановления регулярных полетов авиакомпании в июне 2020 работу компании было направлено на гибкое и краткосрочное планирование сети полетов, с учетом частых ситуативных изменений правил въезда иностранными государствами в течение 2020 года.
Основные достижения МАУ
- С момента создания компании МАУ, начался активный процесс развития авиационного сообщения с крупнейшими столицами Западной Европы. Этот ход развития стал важным моментом для становления бизнес и культурных связей молодой и независимой страны Украины.
- 2 ноября 1992 МАУ получила в лизинг свой первый, абсолютно новый самолет - Boeing 737-400 на 170 кресел под номером UR-GAA, тем самым, стала первой авиакомпанией в СНГ, которая начала эксплуатацию самолетов этого типа и завязала сотрудничество с наибольшей американской корпорацией Boeing.
- Первый рейс МАУ был выполнен по маршруту Киев-Лондон-Киев 25 ноября 1992. Именно эта дата считается днем рождения авиакомпании МАУ. После Лондона МАУ открыли рейсы в Париж и Франкфурт. И уже в начале 1993 года маршрутная сеть компании охватывала несколько европейских направлений - Берлин, Милан, Амстердам, Вена, Мюнхен и Брюссель.
- В апреле 1999 года МАУ получила новый самолет Boeing 737-300, изготовленный на заказ авиакомпании. Самолету было присвоен регистрационный номер UR-GAH и собственное имя «Маугли», которое выбирали на общеукраинском конкурсе. В июне 2001 года «Маугли» перевозил Папу Римского Иоанна Павла II из Киева во Львов во время его официального визита в Украину, а потом из Львова в Италию.
- 9 июля 2008 авиакомпания МАУ первой в Украине начала эксплуатацию грузового самолета западного производства Boeing 737-300SF с регистрационным номером UR-FAA, который выполнил свой первый рейс по маршруту Киев-Вена-Киев.
-24 июля 2009 флот авиакомпании пополнился первым Boeing 737-800 «Next Generation», который прошел официальную процедуру регистрации в Украине и получил регистрационный номер UR-PSA.
- Хабовая модель развития компании дала положительные показатели. Обеспечение хабовой модели позволило авиакомпании с каждым годом увеличивать пассажиропоток. По результатам 2014 МАУ перевезла почти 4 млн пассажиров, из которых 52% составлял транзитный поток. В 2015 году было перевезено примерно 5 млн пассажиров. А показатель 2016 составлял более 6 млн пассажиров (с транзитным показателем более, чем 52%). По итогам 2018 МАУ перевезла более 8 млн пассажиров, что на 15% превышает показатель 2017 года. Доля трансферных пассажиров на регулярных рейсах МАУ составила 53%.
- В начале 2018 МАУ получила первого в Украине авиалайнера Boeing 777-200ER с регистрационным номером UR-GOA. Всего в 2018 году флот МАУ пополнился тремя самолетами такого типа с современным салоном в 3-классной компоновке. Это значительно улучшило качество полетов на дальнемагистральных рейсах, особенно для пассажиров бизнес-класса.
- 16 ноября 2018 авиакомпания перевезла пятидесятимиллионного пассажира. Им стал юный Михаэль Осипчук, который летел из Киева в Париж рейсом PS127.
- В период коронакризиса в 2020 году МАУ удалось выстоять при отсутствии какой-либо поддержки со стороны государства исключительно за счет управленческих решений перераспределения финансового давления на расходные статьи, сокращению штата, перевода значительной части коллектива на удаленную работу и тому подобное. Перечисленные стратегические шаги обеспечили МАУ возможность конкурентной деятельности на авиарынке несмотря на убытки в около $ 60 млн, нанесенный кризисом пандемии 2020 года.
- МАУ - единственная авиакомпания на рынке Украины, которая развивает в первую очередь регулярные пассажирские авиаперевозки, тем самым является частью транспортной инфраструктуры Украины.
В состав флота авиакомпании МАУ входит 26 авиалайнеров различных модификаций: 1 широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Boeing 777-200ER, 1 дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Boeing 767-300ER, 17 среднемагистральных Boeing-737 Нового поколения, 5 среднемагистральных Embraer-190 и 2 среднемагистральных Embraer-195.
Надежность, украинское гостеприимство, современный флот, опытный сертифицированный летный состав и наземный персонал являются залогом успешной деятельности МАУ как на внутреннем, так и на международном рынках.