Alaska Airlines (Аляска Эйрлайнз) (код IATA AS) — магистральная авиакомпания Соединённых Штатов Америки со штаб-квартирой в Ситэке, пригороде Сиэтла (штат Вашингтон), США. В качестве своих главных транзитных узлов (хабов) авиакомпания использует Международный аэропорт Сиэтл/Такома и Международный аэропорт Анкоридж имени Теда Стивенса, дополнительные хабы находятся в Международном аэропорту Портленд и Международном аэропорту Лос-Анджелеса.
История Alaska Airlines восходит к небольшой авиакомпании McGee Airways, которая в 1932 году открыла первое регулярное воздушное сообщение между Анкориджем и Бристольским заливом, выполняя рейсы на трёхместном самолёте производства фирмы Stinson Aircraft Company. В начале 1940-х годов компания расширяет свою деятельность в штате Аляска, в 1942 году меняет своё название на Alaska Star Airlines, а в 1944 году — на существующее в настоящее время Alaska Airlines. По мнению некоторых экспертов новое название компании существенно повысило её узнаваемость и, соответственно, конкурентоспособность в бизнесе авиаперевозок штата Аляска.
К 1961 году Alaska Airlines полностью обновила парк воздушных судов, заменив турбовинтовые самолёты на реактивные лайнеры Convair 880. После принятия в 1978 году Закона о дерегулировании воздушных перевозок крупные авиакомпании страны были вынуждены уйти с рынка местных воздушных авиасообщений, в связи с чем для обеспечения перевозок между населёнными пунктами Аляски в 1981 году была основана региональная авиакомпания Horizon Air. В 1985 году на базе авиакомпании был создан авиационный холдинг Alaska Air Group, который годом позже поглотил региональных перевозчиков Horizon Air и Jet America Airlines.
Во время пандемии COVID-19 руководство авиакомпании объявило 30-процентном сокращении количества рабочих мест. В конце 2020 года из около 23 тысяч рабочих мест было сокращено 7 тысяч позиций.
В феврале 2020 года Alaska Airlines анонсировала вступление в глобальный авиационный альянс пассажирских перевозок Oneworld. Официальное вступление в альянс состоялось 31 марта 2021 года.
22 декабря 2020 года авиакомпания подписала соглашение о покупку 23 самолётов Boeing 737 MAX 9.
Маршрутная сеть авиакомпании Alaska Airlines охватывает более 92 городов в Соединённых Штатах, Канаде и Мексике. С конца 1960-х годов компания выполняла чартерные перевозки на Дальний Восток СССР, а в 1988 году совершила так называемый «Рейс Дружбы» в посёлок Провидения, ознаменовав тем самым открытие воздушной границы между Советским Союзом и США. С 1991 года Alaska Airlines выполняла самолётами MD-80 регулярные пассажирские рейсы в города российского Дальнего Востока, однако, в 1998 году была вынуждена приостановить полёты по причине экономического кризиса в России.
Alaska Airlines исторически стала крупнейшим авиаперевозчиком западного побережья США и штата Аляска с сильной маршрутной сетью в Сиэтле, Портленде, Области залива Сан-Франциско и Большой области Лос-Анджелеса, при этом в двух последних областях авиакомпания работает во всех крупных аэропортах каждого из девяти районов агломераций.
В 1999 году во флот Alaska Airlines начали поступать новые лайнеры Boeing-737 Next-Generation и авиакомпания стала вводить регулярные рейсы с большей дальностью полётов. В 2000 году открылся маршрут между Анкориджем и Чикаго, а в следующем году авиакомпания получила от Министерства транспорта США исключительные права на слоты беспосадочных рейсов из Сиэтла в Национальный аэропорт Вашингтона. Данный маршрут впоследствии был приостановлен на один год в связи с событиями 11 сентября 2001 года, а в 2004 году открылся ещё один беспосадочный маршрут в Вашингтон из Международного аэропорта Лос-Анджелеса.
С 2002 года авиакомпания последовательно открывала регулярные рейсы в Орландо (2002), Майами (2002), Ньюарк (2002), Бостон (2003) и Даллас. В октябре 2007 года маршрутная сеть перевозчика покрыла Гавайские острова и в настоящее время связывает аэропорты Гонолулу, Лихуэ, Кахулуи и Коны c Сиэтлом и аэропорты Гонолулу и Кахулуи с Международным аэропортом Анкориджа имени Теда Стивенса. Компания также выполняет на Гавайи ряд регулярных рейсов из других своих хабов в аэропортах Портленда и Окленда. В 2009 году Alaska Airlines запустила постоянные маршруты из Сиэтла в Международный аэропорт Миннеаполис/Сент-Пол, Аэропорт Кона и Международный аэропорт Остин. 23 сентября 2009 года открылся новый рейс из Сиэтла в Аэропорт Хьюстон Интерконтинентал, ровно через месяц ещё один рейс Сиэтл-Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон (Атланта), а в середине ноября того же года — сразу два рейса из Окленда в Кахулуи и Кону (Гавайские острова). 10 ноября 2009 года авиакомпания объявила о запланированном на март 2010 года открытии беспосадочных маршрутов из Международного аэропорта Сан-Хосе в аэропорты Коны и Кахулуи и рейса из Международного аэропорта Сакраменто в Кахулуи. Перечисленные рейсы в Окленде, Сакраменто, Коне и Кахулуи являются некоторым нонсенсом в авиационной индустрии Соединённых Штатов, где к настоящему времени закрепилось правило, заключающееся в сосредоточении маршрутных сетей авиакомпаний по принципу «колеса и спиц» вокруг их главных и вторичных транспортных узлов (хабов). Несмотря на ряд сложностей и экономических проблем в авиационной отрасли с начала XXI века, авиакомпания Alaska Airlines показывает впечатляющий рост собственной маршрутной сети, составляющий порядка 40 процентов за последнее десятилетие.
Авиакомпания Alaska Airlines входит в авиационный холдинг Alaska Air Group, при этом маршрутные сети всех перевозчиков холдинга тесно интегрированы друг с другом на магистральных, региональных и местных направлениях.
До 2021 года Alaska Airlines не входила ни в один из глобальных авиационных альянсов пассажирских перевозок, однако имела партнёрские соглашения с рядом авиакомпаний из трёх основных авиаальянсов. Условия бонусной программы «Mileage Plan» поощрения часто летающих пассажиров Alaska Airlines распространялись на рейсы авиакомпаний Delta Air Lines, Korean Air, Air France/KLM альянса SkyTeam, American Airlines, British Airways, Cathay Pacific, Qantas альянса Oneworld и другие. Alaska Airlines также работала в партнёрском соглашении с магистральной авиакомпанией Continental Airlines вплоть до выхода её из альянса SkyTeam и вступления 25 октября 2009 года в глобальный альянс авиаперевозчиков Star Alliance.
В июле 2021 года воздушный флот авиакомпании Alaska Airlines состоял из 319 шт. самолётов.
Пассажирам салонов первого класса во время полёта предоставляется бесплатное питание или лёгкие закуски, в зависимости от протяжённости рейса. В 2006 году авиакомпания анонсировала собственную программу «Northern Bites» на рейсах более трёх часов и на всех трансконтинентальных рейсах, в рамках которой пассажиры могут заказывать собственное меню питания в течение полёта. В рамках этой же программы авиакомпания предлагает различные стандартные наборы «Picnic Packs» на всех своих рейсах, вне зависимости от их протяжённости и направления полётов.
Авиакомпания Alaska Airlines признана Международной ассоциацией сферы развлечений на воздушном транспорте в качестве первого авиаперевозчика, запустившего в октябре 2003 года систему развлечений в полёте, которая основывалась на переносных жёстких дисках аудио- и видео- по запросу и обеспечивала трансляцию различных фильмов, аудиозаписей и телевизионных программ. Техническое устройство digEplayer было придумано и разработано бывшим грузчиком багажа (впоследствии совладельцем авиакомпании Mokulele Airlines) Биллом Бойером младшим.
Сервис digEplayer доступен на большинстве дальних рейсов авиакомпании, при этом пассажиры первого класса пользуются данной услугой бесплатно, пассажиры остальных классов могут пользоваться сервисом системы развлечений за отдельную плату.
В 2009 году авиакомпания начала процедуру испытания предоставления на собственных рейсах услуг широкополосного доступа в сеть Интернет.